Московские школы вышли на мировой уровень качества образования по показателям массового высокого образовательного результата

Просмотров: 1810

С опытом работы московской системы образования познакомились коллеги из города Тольятти.

Московские школы занимают высокие позиции в рейтинге лучших школ России: в 2017 году 13 школ вошли в рейтинг ТОП-25, 156 школ – в рейтинг ТОП-500. Московские школы вышли на мировой уровень качества образования по показателям массового высокого образовательного результата, удовлетворения потребностей москвичей на образовательные услуги и побед в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, конференциях.

Механизмы, обеспечивающие высокие результаты. Среди механизмов, обеспечивающих высокие результаты московской системы образования:

  • новая логика финансирования школ (нормативно-подушевое, формульное);
  • независимые диагностики качества работы школы (многофакторный рейтинг, критерии которого направлены на развитие самых разных талантов учащихся);
  • многопрофильное обучение;
  • интеграция ресурсов «большой школы»;
  • особая роль дополнительного образования - программы дополнительного образования реализуются в каждой школе с вовлечением интеллектуальных, культурных, образовательных ресурсов всего города;
  • изменение характера управленческого труда, отсутствие рычагов для манипулирования директором;
  • развитая система аттестации;
  • информационная открытость;
  • реализация мегапроектов («Московская электронная школа», Интеграция программ разных уровней образования для достижения новых результатов «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире»).

Опыт Москвы, который мы будем использовать: практика разработки и реализации управленческих проектов; практика менторского сопровождения разработки и реализации управленческих проектов; разработка и внедрение независимых диагностик качества работы школы на основе многофакторного рейтинга; открытая информационная система образования.

Для чего нужен управленческий проект? «Еще во время обучающей сессии, которую мы с коллегами прошли в Москве, зародились основы моего управленческого проекта, стартовавшего в школе в сентябре 2017 года «Управление формированием школьных клубных сообществ как основа повышения эффективности внеурочной деятельности». Мой управленческий проект стал победителем городского конкурса инновационных (социально- значимых) проектов муниципальных образовательных учреждений городского округа Тольятти. Школе присвоен статус «Муниципальная инновационная площадка» по направлению «Модели управления развитием образовательного учреждения», рассказывает директор Гимназии №48 городского округа Тольятти Оксана Владимировна Кузнецова.

«Разработанная в Москве модель управленческого проектирования дает возможность каждой управленческой команде взять в разработку самую важную проблему своего образовательного учреждения и, основываясь на доступных ресурсах, в короткий промежуток времени сконцентрироваться на способах ее решения. Речь идет о конкретных проблемных ситуациях в четко обозначенный промежуток времени. Конечно, такая практика имеет высокую степень полезности для школы и ее воспитанников», - отмечает директор Школы №46 городского округа Тольятти Лариса Анатольевна Чубенко.

«Во время обучающей сессии в Москве удалось услышать опыт практикующих руководителей, посетить их образовательные учреждения, задать им вопросы. При этом каждый нашел что-то полезное для себя, поскольку для погруженного изучения был предложен опыт учреждений и общего, и дошкольного, и дополнительного образования в разнообразном организационном исполнении и разного рейтингового уровня. Результатом стало формирование четкой позиции у каждого руководителя к изменению, развитию тольяттинских учреждений», - поясняет директор Школы №4 городского округа Тольятти Людмила Александровна Скопцова.

Как говорить с родителями на понятном языке? «Ценен опыт формирования открытой информационной системы московской школы. В этом году организовали несколько трансляций открытых занятий педагогов, что вызвало неподдельный интерес и последующее обсуждение. Такая открытость дает возможность организовать диалог с обучающимися, родителями, общественностью на новом уровне понимания, доверия и ощущения «общего дела»», - рассказывает директор детского сада «Мечта» городского округа Тольятти Татьяна Александровна Хмель.

«Логично выстроенный механизм «заказа» на услуги дополнительного образования дает возможность развивать перспективные, востребованные направления работы», - отмечает директор Гуманитарного центра интеллектуального развития городского округа Тольятти Анастасия Викторовна Хаирова.

Аттестация на соответствие должности руководителя образовательной организации. «С целью повышения эффективности и качества управленческой деятельности, выявления перспектив использования потенциальных возможностей руководителей проводится аттестация руководителей и кандидатов на должность руководителей государственных образовательных организаций города Москвы, которая впечатлила нас своей масштабностью и основательностью. Основными принципами московской аттестации руководителей является гласность, открытость и коллегиальность. Гласность и открытость обеспечиваются проведением видеотрансляции в онлайн-режиме заседаний Аттестационной комиссии. Особенно интересно проходит второй этап в форме собеседования с целью изучения практических управленческих компетенций. Зачастую вопросы, задаваемые кандидату в руководители, касаются проблемных областей образовательной организации и умения находить эффективные решения», - рассказывает заведующая детским садом №2 «Золотая искорка» городского округа Тольятти Ульяна Месафовна Новикова.

Как сделать рейтинг работающим на качество? «В основу оценки качества деятельности, как руководителя, так и в целом образовательной организации положен рейтинг, как учет вклада школы в качество московского образования. Отличительной особенностью московского рейтинга является учет результатов, а не процессов и условий. Показатели оценки измеримы и понятны. Оценка деятельности тольяттинских образовательных учреждений осуществляется в ходе балансовой комиссии. Наши критерии также измеримы. Однако в московском рейтинге сбор данных от образовательных учреждений не предусмотрен. Все показатели собирают и аккумулируют информационные системы. Таким образом, обеспечивается объективность, прозрачность и независимость рейтинга от образовательной организации. Каждый руководитель может видеть развитие своей школы в общей системе образования», - отмечает заведующая детским садом № 27 городского округа Тольятти Елена Викторовна Макеева.