- периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы.
Основная задача проведения аттестации заключается в оценке профессиональных навыков, деловых качеств или специальных теоретических знаний работника, а также его умения применять их при выполнении трудовой функции, определенной трудовым договором, выявление соответствия работника определенному уровню квалификации
- совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
- совокупность трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда, сложившиеся в конкретном производственном или бизнес-процессе
- скоординированная деятельность по руководству и управлению образовательной организацией применительно к качеству, которая включает: разработку политики и целей в области качества образования, планирование качества, управление качеством, оценку качества и улучшение качества образования.
- способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
- профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности обучающегося и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.
- вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
- первичная неделимая структурная единица в организации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями.
Возможные наименования должностей указываются в разделе «Характеристика обобщенных трудовых функций» профессионального стандарта.
Традиционно понятие «должность» относили к служащим. По отношению к рабочим говорили о «профессии, специальности». Эта ситуация сохранилась в Трудовом кодексе Российской Федерации. Профессиональный стандарт оперирует понятием должность как по отношению к служащим, так и по отношению к рабочим.
1) - документ, регламентирующей производственные полномочия и обязанности работника на конкретном предприятии (в организации) с учетом конкретных особенностей организации трудового процесса. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от всех иных работ конкретного предприятия (организации);
2) - документ, регламентирующий должностные обязанности работника по выполнению определенной трудовой функции в конкретной организации (предприятии, учреждении) с учетом особенностей организации трудовой деятельности персонала.
- освоенная работником специализированная информация, имеющая существенное значение для выполнения профессиональной деятельности.
- программа проведения процедур аттестации работника, составленная на основе индивидуальной траектории его саморазвития. В индивидуальный маршрут аттестации целесообразно включить планирование сроки подачи заявления на аттестацию, в зависимости от ранее установленных результатов аттестации или профессиональной потребности.
- степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям.
- комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Это интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить.
Качество профессионального образования - комплексная характеристика деятельности образовательных организаций профессионального образования и результатов подготовки выпускников профессиональных образовательных программ, подтверждающая их соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов.
Деятельность по обеспечению качества профессионального образования связывается сегодня с формированием и эффективным функционированием системы внешней независимой оценки качества профессионального образования. Система независимой оценки качества профессионального образования - совокупность норм, правил, процедур, обеспечивающих независимую оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся, эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и их систем, качества профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Координационный орган профессионально-общественной аккредитации - орган, создаваемый общероссийскими объединениями работодателей в целях координации работы по организационно-методическому сопровождению профессионально-общественной аккредитации. В настоящее время функции координационного органа профессионально-общественной аккредитации выполняет Общественно-государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования. Аккредитующая организация - организация, которая проводит профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность. К аккредитующим организациям отнесены общероссийские объединения работодателей, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, а также уполномоченные ими организации, в том числе профессиональные сообщества. Крупные компании, деятельность которых имеет определяющее значение в соответствующих отраслях, наделяются статусом аккредитующих организаций посредством уполномочивания Российским союзом промышленников и предпринимателей.
Базовая организация - организация, определяемая координационным органом профессионально-общественной аккредитации и выполняющая функции по организационно-техническому обеспечению системы профессионально-общественной аккредитации.
Общественная аккредитация - признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.
- получение количественных оценок качества объектов, используемых человеком, независимо от их природы. Квалиметрическая методика позволяет оценить качество результатов, процессов и различных других объектов даже в том случае, когда его невозможно непосредственно измерить.
- уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характеристика профессиональной деятельности. Рассматривается с точки зрения уровня (формальная характеристика) и содержания (качественная характеристика).
С точки зрения содержания, понятие «квалификация» часто используется как синоним профессии и составляющих ее трудовых функций, умений, знаний.
С точки зрения уровня, квалификация или группа квалификаций занимают то или иное положение в иерархии квалификаций, построенной на основе совокупности признаков сложности деятельности (характера умений), наукоемкости деятельности (характера знаний), широты полномочий и ответственности, необходимых при осуществлении деятельности (общей компетенции) - в национальной рамке квалификаций.
В свою очередь, уровень квалификации работника характеризуется степенью его профессиональной обученности (подготовленности), наличием знаний, умений, компетенций, необходимых для осуществления определенного вида деятельности.
В тарифных системах оплаты труда, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, используется понятие тарифного разряда (величины, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника), и понятия квалификационного разряда (величины, отражающей уровень профессиональной подготовки работника).
В современных нормативных актах сфер труда и образования общим в понятии квалификации является «уровень знаний, умения, навыков», необходимых в профессиональной деятельности.
- соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. В соответствии с действующим законодательством, по результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.
- ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем профессиональной квалификации являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии.
- письменные (экзамен, тестирование) или устные (собеседование) испытания аттестуемого, направленные на установление уровня квалификации и владения им профессиональными знаниями.
- представлены в Едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н). Они включают несколько разделов: должностные обязанности, должен знать, требования к квалификации. Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности.
- включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция (профессиональная) продемонстрированная субъектом профессиональной деятельности способность применять знания, умения и практический опыт для успешной реализации трудовой функции.
Динамическая комбинация знаний, умений, опыта и способность применять их для успешной профессиональной деятельности. Компетенция находит опосредованное отражение в профессиональных стандартах при описании трудовых функций и трудовых действий, необходимых знаний, умений.
В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В среднем профессиональном образовании используются понятия общей компетенции (как способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности), профессиональной компетенции (как способности успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности).
Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности рассматривается как компетентность. Это деятельностная характеристика, определяющая способность и готовность работника к реализации приобретенных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности. Компетенция находит опосредованное отражение в профессиональных стандартах при описании необходимых знаний, умений, других характеристик трудовой функции.
- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Согласно ГОСТ Р ИСО 900-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" компетентность (en competence; fr compétence) – это выраженная способность применять свои знания и умения.
- отличительный признак, на основе которого производится оценка или принимается решение. В соответствии с целями экспертизы устанавливаются аттестационные критерии, которые позволяют вынести суждение о соответствии профессиональных и деловых качеств педагогического работника, а также результатов его профессиональной деятельности, требованиям квалификационной характеристики по занимаемой должности. Используемые в ходе аттестации критерии могут быть качественными и количественными. Качественные критерии (словесные, сравнительные) позволяют описать содержание и специфику рассматриваемого признака и дать его оценку, например: «превышает требования должностной инструкции», «соответствует должностной инструкции», «существенно ниже, чем требует должностная инструкция». Количественные (числовые, балльные) критерии отражают меру выраженности. Основными критериям при проведении аттестации на соответствие занимаемой должности являются: уровень развития педагогической компетентности, результативность учебной и воспитательной деятельности, удовлетворенность потребителей образовательной услуги.
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
- целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, повышение качества и эффективности образовательного процесса.
– это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу (группе педагогов или ОО в целом) в решении возникающих затруднений, способствующих его(их) развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Основной результат такого взаимодействия – выбор субъектом образования методов эффективной деятельности, способствующий позитивному развитию.
- система сбора, обработки данных по региональным показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности образовательных организаций системы общего образования, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора.
В педагогической науке понятие мониторинг определяется как определение небольшого числа показателей, отражающих состояние системы; контроль с периодическим слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью.
- ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций, используемое в качестве инструмента сопряжения сфер труда и профессионального образования. В Российской Федерации в настоящее время под Национальной рамкой квалификаций (НРК) понимаются Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Минтруда России. Этот документ применяется при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Уровни квалификации, являющиеся структурными единицами НРК, раскрываются через дескрипторы (показатели), которые являются обобщенным описанием совокупности требований к полномочиям и ответственности, характеру умений и знаний, требующихся в деятельности.
- национальная система гарантий качества в РФ имеет двухуровневую структуру. Верхний уровень включает в себя совокупность государственных и общественных органов, обеспечивающих государственный и общественный контроль качества образования на основе процедур лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных организаций и образовательных программ. Второй уровень управления включает в себя внутренние системы качества образовательных организаций.
Национальная система квалификаций (НСК) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на национальном и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является национальная рамка квалификаций. НСК может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
Процесс подтверждения соответствия квалификации соискателя требованиям профессионального стандарта, а в случае его отсутствия - иным квалификационным требованиям, с удостоверением такого соответствия квалификационным сертификатом.
- оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.
Процесс постоянного развития профессионально и социально значимых личных качеств человека в части способности к труду на основе прироста, обновления, совершенствования и реализации его профессиональных знаний, умений, компетенций.
Непрерывное профессиональное образование реализуется человеком в течение всей жизни в рамках образовательных программ всех видов и любых форм самостоятельного обучения; направлено на обеспечение профессиональной мобильности работника - готовности к смене деятельности в условиях постоянной модернизации техники, технологии, организации труда.
Путь получения образования, предполагающий обучение на различного рода курсах, повышение квалификации по месту работы.
- группа схожих видов профессиональной деятельности, которая корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности;
- совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении.
- совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе;
- относительно автономный и отдельно сертифицируемый подвид профессиональной деятельности, представляющий собой совокупность взаимосвязанных трудовых функций.
Определение Обобщенной трудовой функции (ОТФ) близко определению трудовой функции, данному Трудовым кодексом Российской Федерации;
- работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации.
- единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
- деятельность по реализации образовательных программ.
- некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012г № 273 «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
- совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
- образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
- образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
- образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
- образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
- факторы, условия и ресурсы, позволяющие достичь целей по качеству.
- все виды деятельности по созданию и внедрению новаций. Образовательная новация средство, вводимое в образовательную систему с целью ее обновления, качественного изменения или модернизации.
- педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу (оказывающим образовательные услуги).
- саморазвивающееся целое как упорядоченность взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам, поведение которого детерминируется прежде всего внутренними причинами (совокупность особым образом связанных между собой человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, подчиненных детерминации, идущей от образа «желаемого будущего» - цели).
- физическое лицо, осваивающее образовательную программу. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся воспитанники, учащиеся, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели, экстерны.
- вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
Совокупность практики применения умений и знаний в деятельности. Особую часть опыта представляет сам процесс, способ деятельности; воспроизвести его можно только в самой деятельности. Опыт входит в структуру квалификации работника, является одним из основных путей достижения ее уровня и отражается в профессиональных стандартах в виде требований к опыту практической работы.
- юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
– совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
- совокупность организаций (предприятий, производств), объединяемых общностью производимой продукции (услуг), технологии их производства и удовлетворяемых потребностей.
– официальное письменное или устное сообщение о результатах своей деятельности, работе.
– процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных результатов, условий их обеспечения и организации образовательного процесса общепризнанной зафиксированной в нормативных правовых документах системе требований к качеству образования. К данному виду деятельности относится деятельность самой образовательной организации, заинтересованных сторон и третьей стороны по самооценке и оценке системы качества образовательной организации, лицензированию, аттестации и аккредитации, а также проведение внутренних и внешних аудитов.
- процесс обучения и воспитания, направленный на всестороннее развитие обучающегося и осуществляющийся как в институализированных формах, так и посредством индивидуальной трудовой деятельности.
- физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
- комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
- обобщенное наименование (синоним) вида профессиональной деятельности;
- общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.
Название профессии может найти прямое или опосредованное отражение в наименовании профессионального стандарта.
- деятельность, осуществляемая в рамках сложившегося разделения труда, видов профессиональной деятельности, требующая соответствующей подготовки и приносящая доход.
- ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности.
- является интегральным образованием, включающим в себя профессиональное образование, профессиональный опыт, мотивацию, профессиональную компетентность и другие профессиональные характеристики. Профессиональная квалификация непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, она обеспечивает готовность выполнения профессиональных задач соответствующего уровня.
- способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
- квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
- качества, выделяющие профессионала среди представителей своей же сферы деятельности;
- совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, социально-психологических свойств индивида, обеспечивающих высокую вероятность успешности его профессионального становления и деятельности.
- это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности.
- одно из проявлений общей культуры личности, различных профессиональных групп. Содержание профессиональной культуры составляют широкий спектр профессиональных знаний, умений, компетенций, практический опыт, а также наиболее прогрессивные способы их использования и реализации, что является необходимым условием эффективной профессиональной деятельности работника. Профессиональная культура, определяя высокий уровень деятельности, обуславливает уровень профессионального стандарта. Вместе с тем, чтобы выполнить требования профессионального стандарта, работник должен обладать определенной профессиональной культурой.
- свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью.
- характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Эта характеристика представляет собой многофункциональный документ, раскрывающий с позиций сферы труда, объединений работодателей и / или профессиональных сообществ в рамках определенного вида профессиональной деятельности его цель и содержание через обобщенные трудовые функции, трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации, требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника. Различают профессиональные стандарты, предназначенные для конкретной отрасли или для нескольких отраслей.
- перечень трудовых функций, профессиональных и личностных требований к руководителю образовательной организации, утвержденный нормативным актом на уровне Российской Федерации.
Группа людей (физических лиц) или юридическое лицо (группа юридических лиц), объединенных добровольно по отраслевому, территориальному или территориально-отраслевому принципу, имеющих общие цели в рамках одной профессии или отрасли, к которой они принадлежат, либо в рамках решения задач комплексного, межотраслевого характера. В процессе взаимодействия участников профессионального сообщества, как вида института гражданского общества, осуществляется поиск новых, более эффективных подходов к решению поставленных задач (например, разработки профессиональных стандартов, оценки квалификаций).
Способность и готовность работника к смене деятельности, изменению профессии (в том числе - путем переобучения) в условиях постоянной модернизации техники, технологии, организации труда.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и на формирование компетенции требуемых уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Результат профессионального образования - подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования. Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимой для выполнения отдельных трудовых, служебных функций. Профессиональная подготовка - форма профессионального обучения, относящаяся к основным профессиональным образовательным программам, по которым обучаются лица, ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего. В профессиональных стандартах находит отражение в части требований к образованию и обучению.
В профессиональных стандартах профессиональное образование и обучение находит отражение в части требований к образованию и обучению.
Часть профессиональной культуры, отражающая миссию, систему ценностей работников определенной профессиональной группы. Конкретизирует общие моральные требования применительно к особенностям, специфике соответствующей профессии и занимается, главным образом, правилами профессионального поведения. Включает в себя характер общения, форму поведения, способы взаимодействия (в коллективе, между работниками- профессионалами, профессионала с клиентами), профессиональную лексику и другие факторы, определяемые особенностями конкретной профессиональной деятельности. При разработке профессиональных стандартов профессиональная этика может отражаться, как значимая характеристика трудовой функции, связанная с профессиональным поведением, при описании параметра «Другие характеристики» в подразделе «Трудовая функция».
- характеристика состояния какого-либо объективного явления или процесса, взятая в своей количественной и/или качественной определенности.
Показатели могут подразделяться:
- на единичные и групповые;
- на аналитические, плановые, прогнозные, отчетные, статистические;
- на технические, экономические, социальные, организационные и др.;
- на абсолютные, относительные, удельные;
- на среднеарифметические, средневзвешенные и др.
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
- вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
- вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
– это процесс передачи информации. Главная задача этого процесса заключается в убеждении слушателей в правильности самых различных положений, которыми оперирует выступающий.
- физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятия «работники», «персонал» и «кадры организации» часто используются как синонимы.
Однако следует иметь в виду, что в некоторых случаях понятие «персонал» может трактоваться как более широкое по сравнению с «работниками» и «кадрами организации», т. к. оно может охватывать не только тех, кто состоит в трудовых отношениях с работодателем («работники»), но и группы людей, являющихся кандидатами на вакансии и / или членами групп, на которые распространяются действия локальных нормативных актов организации.
Для определения различных категорий работников, чей труд отличается по характеру полномочий и ответственности, по характеру используемых умений и знаний, используются такие понятия, как «рабочий», «квалифицированный рабочий», «высококвалифицированный рабочий», «служащий», «специалист», «руководитель». Предлагаемые определения не позволяют провести однозначное разграничение между данными понятиями (что отражает сложность и многомерность, комплексность выполняемой деятельности). Данные определения сформировались в условиях индустриальной экономики, для которой было характерно четкое разделение по характеру и содержанию деятельности, выполняемой различными категориями работников (рабочие, специалисты, служащие и др.). В настоящее время (в период постиндустриальной информационной экономики) деятельность, выполняемая различными категориями работников, отличается в большей степени по характеру и наукоемкости (инновационности) используемых знаний, а не характеру трудовой деятельности, что прямо отражается на продолжительности временного периода приобретения квалификации (для приобретения квалификации рабочих, как правило, требуется меньше времени, чем для приобретения квалификации других категорий работников).
Рабочий -
- работник, осуществляющий свою трудовую деятельность с непосредственным использованием орудий труда и главным образом в режиме заданного алгоритма производственных действий;
- работник, трудовая деятельность которого связана с физическим трудом по производству продукции (товаров) в режиме заданного алгоритма действий.
Квалифицированный рабочий -
- работник, имеющий квалификационный разряд (класс), требующийся для выполнения вида профессиональной деятельности соответствующего уровня сложности, получивший среднее профессиональное образование по программе подготовки квалифицированного рабочего (либо освоивший одну из основных программ профессионального обучения или дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по конкурентоспособной профессии рабочего);
- рабочий, владеющий сложной конкурентоспособной профессией, способный в рамках своей профессиональной деятельности выполнять трудовые функции повышенного уровня сложности. Профессиональная деятельность квалифицированного рабочего соответствует 4-5 уровню квалификации;
- работник, профессиональная деятельность которого связана с физическим трудом по производству продукции (товаров), прошедший профессиональную подготовку или среднее профессиональное образование.
Служащий -
- работник нефизического, умственного труда, работаю щий в различных организациях, учреждениях. Категория служащих входит в принятую классификацию должностей работников государственных и муниципальных структур. В коммерческих организациях таким термином на практике уже не пользуются;
- работник, трудовая деятельность которого связана с умственным трудом, и, как правило, занятый в непроизводственной сфере.
Специалист -
- работник, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, наличие которого подтверждено соответствующим дипломом;
- обобщенный термин в целях определения наименования профессионального стандарта (специалист по ...);
- категория должности, на которой работник выполняет преимущественно аналитико-конструктивные работы;
- работник, имеющий профессиональное образование и / или приравненный к нему опыт работы по определенному виду профессиональной деятельности, наличие которых подтверждено соответствующим документом.
Сотрудник -
- член трудового коллектива, включенный в систему производственных и личностных взаимоотношений, присущих этому коллективу как социумному образованию;
- работник, включённый в состав персонала и в систему производственных и личностных взаимоотношений, присущих конкретной организации (учреждения, предприятия).
Физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры, например государство или муниципальные образования.
- то, что получено в завершение какой-нибудь деятельности, работы, итог, заключительное последствие последовательности действий или событий, выраженных качественно или количественно.
- степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Результативность образовательного процесса характеризуется двумя группами критериев: критерии, описывающие степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных целей и результатов; оценки, которые используются для оценки достижения стандартов деятельности образовательной организации.
- общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному виду / уровню образования и квалификации, а также способность к их постоянному обновлению и совершенствованию;
- социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников различных профессиональных образовательных программ. Соотносятся с требованиями к образованию и обучению, необходимыми умениями и знаниями, отраженными в профессиональных стандартах;
- совокупность знаний, умений и/или компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения (определение принято в рекомендациях Еврокомиссии по использованию Европейской рамки квалификаций).
- один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций.
Система социально-экономических отношений при формировании и реализации спроса и предложения на рабочую силу различной квалификации.
- деятельность по сбору и анализу информации по всем образовательным программам и организации в целом, которое проводится самостоятельно (или с привлечением независимых аудиторов).
- всестороннее обследование организации, основанное на систематическом сборе данных с целью установления фактов результативности и эффективности организации и уровне развития, организованности, упорядоченности и совершенства основных рабочих процессов и предоставлении организацию рекомендаций для улучшения деятельности.
- процедура независимой оценки соответствия профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования требованиям профессионального стандарта. Оценка уровня квалификации в процессе сертификации осуществляется в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, разработанных работодателями.
- внешняя оценка квалификации работников, проводимая на основании профессиональных стандартов, а в случае их отсутствия
- на основании иных квалификационных требований, утвержденных в установленном законодательством порядке, центрам сертификации квалификации
- совокупность участников, норм, правил, процедур, связанных с организацией деятельности по оценке квалификаций
Путь получения образования, предполагающий учет практического опыта, приобретенного в процессе работы, в быту и т. п.
- составная часть вида профессиональной деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом. Предполагает наличие необходимых компетенций для ее выполнения;
- набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач в процессе труда. Определение Трудовой функции (ТФ) близко определению трудовой функции, данному Трудовым кодексом Российской Федерации;
- конкретный вид поручаемой работнику работы.
- составная часть трудовой функции, включающая в себя несколько последовательных производственных операций, совершаемых работником в определенном виде профессиональной деятельности;
- низший уровень декомпозиции профессиональной деятельности (при разработке профессионального стандарта), как правило, характеризуется непосредственным взаимодействием работника с предметом труда.
Успешное трудовое действие осуществляется при наличии у работника необходимых умений, определенных профессиональным стандартом. При обучении эффективное выполнение трудового действия достигается путем регулярных упражнений. Освоенным считается трудовое действие, которое выполняется различными способами в зависимости от конкретных производственных условий и обстоятельств.
- соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
- способность работника к эффективному выполнению профессиональной деятельности на основе имеющихся знаний, в том числе в измененных или новых условиях;
- результат овладения трудовым действием или набором взаимосвязанных действий (трудовой функцией), определенных профессиональным стандартом;
- необходимые умения, предусматриваемые профессиональным стандартом, должны характеризоваться, наряду с другими параметрами, способностью работника с помощью необходимых знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс профессиональной деятельности. Соответствие умений работника требованиям профессионального стандарта выявляется в процессе сертификации квалификации.
- завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
В Российской Федерации структура образования подразделяется на уровни и виды. Вид образования - основная систематическая единица структурного деления в системе образования по признаку его направленности (общее или профессиональное) и уровни образования - единицы вертикального структурного деления по признакам сложности и преемственности освоения образовательных программ. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» выделяется четыре вида образования:
- общее;
- профессиональное;
- дополнительное;
- профессиональное обучение.
Общее образование делится на следующие последовательные уровни: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование; профессиональное образование делится на уровни: среднее профессиональное образование и высшее образование, а также профессиональное обучение на базе основного общего или среднего общего образования (для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего).
В отдельных случаях, как правило, на низших уровнях квалификации, профессиональное обучение может проводиться без учета требований к образованию обучающегося.
Программы среднего профессионального образования подразделяются на программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена последовательно. Программы высшего образования подразделяются по возрастанию уровня от программ подготовки бакалавров, программ подготовки магистров и специалистов к программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура, ассистентура, адъюнктура).
В российском образовании различаются основные и дополнительные программы. К основным относятся все программы, разрабатываемые на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и программы профессионального обучения, результатом освоения которых является конкретная квалификация, наименование которой закреплено в соответствующих классификаторах и перечнях квалификаций, а также профессиональных стандартах.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное профессиональное образование представлено программами повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
Вне нормативного поля нередко употребляется термин «базовое образование». Как правило, речь идет либо об основных образовательных программах, либо об уровне образования обучающегося, который у него имеется при приеме на обучение («база приёма») («Прием на базе 9-ти классов...»).
При разработке профессиональных стандартов уровни и виды образования учитываются в подразделе «Обобщенная трудовая функция» в части требований к образованию и обучению; при определении уровня квалификации на основе выбора основных путей его достижения - освоения соответствующих образовательных программ.
- степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Уровень квалификации зависит от обученности работника и характеризуется такими параметрами, как объем, диапазон и качество знаний и умений. Уровень квалификации — личностная характеристика, которая может учитываться при решении вопросов дифференциации оплаты труда, присвоения работникам разрядов и категорий.
- обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.