Воронеж: интересные задачи и их профессиональное решение

Просмотров: 1080

 

«История моего города» - школьники снимают видео о своих городах. Смотрите ролик ниже 


Команда школ №507 и №1542 города Москвы в рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Школы городов России — партнёры Москвы» 16 и 17 апреля 2019 года посетила Воронеж, где познакомилась с системой образования города.
Образовательная система города включает 118 общеобразовательных организаций (1 прогимназия, 81 средняя школа, 12 лицеев, 14 гимназий, 1 кадетская школа, 7 школ с углублённым изучением отдельных предметов, 2 вечерние (сменные) школы), вальдорфскую школу «Радуга», 3 негосударственные школы и 188 дошкольных учреждений, включающих детские сады общеразвивающего, комбинированного, компенсирующего вида, центры раннего развития, в том числе, в составе образовательных комплексов при общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях.
17 государственных учреждениий дополнительного образования обеспечивают занятость 78% детского населения от 5 до 18 лет.
Воронеж – студенческий город, в нём 36 вузов, из них: 14 – государственных; 8 – негосударственных; 7 – филиалов иногородних государственных вузов; 7 – филиалов иногородних негосударственных, и 17 государственных учреждений СПО.
Приоритетным направлением развития образования Воронежа является обеспечение качественного и доступного образования, соответствующего перспективным задачам развития общества и экономики города, организация отдыха и социализации детей.
Задачи, решаемые городской системой образования:

  • формирование современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости;
  • развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования;
  • модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
  • финансирование учреждений образования согласно утверждённым муниципальным заданиям;
  • создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи;
  • обеспечение отдыха, развитие творческого, интеллектуального потенциала и личностное развитие детей;
  • развитие института замещающих семей, формирование социально-экономических механизмов, обеспечивающих семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Модель многопрофильной школы, в которой в старших классах можно выбрать не только гуманитарный профиль, но физико-математический и химико-биологический реализуется в гимназии №9. Обучающимся и их родителям предоставлен выбор углублённого изучения иностранного языка (английский или немецкий), кроме того предложен широкий спектр программ дополнительного образования: изобразительное и декоративно-прикладное искусство, вокально-хоровая и танцевальная студии, спортивные секции -  баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, футбол, шахматы.
Физико-математический, информационно-технологический, экономический профили в старшей школе реализует лицей №5. Предпрофильная подготовка на начальном и основном уровнях обучения поддерживается через систему дополнительного образования. Ребята могут выбрать кружки: «Лего-конструирование», «Мой первый i-робот», а для гармоничного развития могут посещать кружки «Юный журналист», «Музыкальная капель», секции - бадминтон, волейбол, шахматы.
Однопрофильный лицей №7 информационно-технологической направленности развивает такие направления дополнительного образования как спортивный туризм, актёрское мастерство, художественная роспись, хореография, студия бального танца, вокальная группа, секция каратэ, и имеет собственный пресс-центр, который обеспечивает открытость и освещение деятельности в информационном пространстве города.
«Школу проектов» - открытое информационное пространство (портал) проектной и исследовательской деятельности, основная задача которого - создание условий для овладения практическими приёмами проектной работы, навыками индивидуальной работы и в составе группы - представила школа №101. Портал предоставляет возможность учащимся и их родителям получить необходимые знания и практические навыки по созданию собственных продуктов, принять участие в заказных и инициативных проектах. На нём собраны методические рекомендации, в т.ч., с шаблонами для оформления проектной документации, памятка защищающему проект, а также график проведения обучающих занятий в проектной школе.
В школе №102 собраны и представлены музейные экспозиции, размещённые как в рекреациях школы, так и в учебных кабинетах. Каждый учащийся имеет к ним доступ. Музейные предметы снабжены QR-кодами, с помощью которых все желающие могут прослушать аудио-экскурсию. Всё это, помимо того, что выглядит очень современно, создаёт интерактивную образовательную среду, которая интегрирована с историей и культурой района, города, региона.
Привлёк внимание опыт Дворца творчества детей и молодёжи Воронежа, реализующего целевую программу «Семья», направленную на социализацию дошкольников и младших школьников. В рамках этой программы администрация ДТДиМ выступила с инициативой организации тематических выставок детских рисунков и поделок в книжных магазинах Воронежа. Благодаря такому решению ещё одна площадка городского пространства становится социально ориентированной, дети получают яркие визуальные впечатления, развивают фантазию, вдохновляются на творчество и учатся видеть мир в ярких тонах. А семья получает дополнительную мотивацию для развития творческих способностей своего ребёнка.
Инновационную структуру города в сфере образования составляют: детский технопарк «Кванториум», бизнес-инкубаторы на базе Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Воронежского государственного университета и Воронежского государственного университета инженерных технологий. На базе 43 образовательных организаций функционируют инновационные площадки «Модель научно-технической (инженерной) школы», «Модель школы опережающего развития», «Модель школы поликультурного образования», «Модель школы исследовательской и проектной деятельности обучающихся», «Модель школы индивидуального выбора», «Особенный ребёнок», «Создание комплексной, многоуровневой системы поддержки школ с низкой результативностью и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях».
В 82 школах города открыты профильные классы, функционирует Михайловский кадетский корпус. В 12 образовательных организациях работают классы физико-математической, технической и информационно-технологической направленности. Базовыми площадками технических классов являются организации дополнительного образования, в т.ч. детский технопарк «Кванториум» и Воронежский государственный университет инженерных технологий. В Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил для учеников 10-11 класса открыта инженерная школа.
Школы активно используют социокультурные ресурсы Воронежа: 27 музеев, 8 театров, 4 библиотеки, около 20 парков и скверов и 5 усадеб.
В Воронеже реализуется проект «Город профессий» совместно с Всероссийским обществом спасения на водах; Библиотечной детской системой, ГИБДД, организациями СПО и ВПО в рамках регионального проекта «Детский сад – игропарк. Школы Воронежа принимают участие в региональных проектах: «Лига успеха» и «Школа – лидер образования».
Город активно участвует в движении WordSkills, JuniorSkills. Подготовка производится по 35 компетенциям. 4 участника из Воронежа и Воронежской области в финале VI национального чемпионата «Молодые профессионалы» WordSkills Russia - 2018 стали призёрами в компетенциях: технология моды (1), ветеринария (2), управление железнодорожным транспортом (1). В 2019 году в демонстрационном экзамене по стандарту WordSkills примут участие 430 учащихся из 16 техникумов и колледжей Воронежской области.
По итогам учебного года школы города могут принять участие в региональном рейтинге школ. Эффективность деятельности оценивается по следующим группам критериев: результативность учебной деятельности; результативность внеурочной деятельности; развитие инфраструктуры для использования современных образовательных технологий (наличие школьного телевидения, фотостудии); повышение открытости органа общественного управления (регулярный выпуск школьных газет); создание комфортных условий для всех участников образовательных отношений; эффективность экономической деятельности; обеспеченность квалифицированными кадрами.
Аттестация педагогических кадров проходит с применением регионального информационно-методического ресурса «Аттестация педагогических работников Воронежской области» посредством заполнения педагогами таблиц в личном кабинете. Аттестацию на присвоение педагогу квалификационной категории (первой или высшей) проводит аттестационная комиссия департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области.

Управление образования и молодёжной политики администрации и директорский корпус образовательных организаций Воронежа заинтересовали московские открытые ресурсы портала «Школа большого города», доступные и для других городов; Московская электронная школа, обеспечивающая использование разнообразных образовательных ресурсов учителями, обучающимися и родителями; столичные городские проекты, обеспечивающие предпрофессиональное образование; возможности проекта «Взаимообучение городов»; результативность и механизмы достижения высокого качества московского образования. Директора школ Воронежа проявили интерес к механизмам управления большими образовательными комплексами и обсудили преимущество модели Школы ступеней, которая успешно реализована в Школе №507.
Представители управления образования и молодёжной политики, руководители школ Воронежа изъявили желание продолжить общение на площадках Московского международного форума «Город образования», который пройдёт с 29 августа по 1 сентября 2019 года, и более подробно познакомиться с эффективными практиками московского образования.
Результатом поездки стало подписание договоров о сотрудничестве между Школами №507, №1542 города Москвы и гимназией №2, Школой №101 Воронежа.


[youtube][youtube]