МИОО – учителям Москвы. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5–6 классах средней школы (пост-релиз)



Просмотров: 1945

В новом учебном году в основной средней школе в соответствии с ФГОС введена новая предметная область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Более 30 московских школ уже начали реализовывать ее в пилотном режиме в 2015/2016 учебном году, в новом учебном году таких образовательных организаций стало еще больше. Однако к существующему программно-методическому инструментарию у практикующих учителей немало вопросов, а ряду новых направлений еще только предстоит апробация.
20 сентября 2016 года в МИОО состоялся круглый стол в формате вебинара, целью которого стало обсуждение с учителями и администрацией школ Москвы вопросы учебно-методического обеспечения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5–6 классах средней школы.
В начале обсуждения заведующая кафедрой международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе Анна Шевцова и заведующая кафедрой истории и культуры религий народов России Елена Теплова представили аналитический материал научно-исследовательской работы, выполненной коллективом пяти кафедр МИОО совместно с сотрудниками трех вузов и педагогами московских школ. Главным вопросом аналитической работы стала готовность школ и педагогов Москвы к введению ОДНКНР. Докладчики

  • осветили риски и перспективы реализации предметной области в школе,
  • представили концепцию интеграции контента ОДНКНР в предметы гуманитарного цикла,
  • озвучили данные опроса педагогов из школ, участвующих в пилотном проекте по введению ОДНКНР в 5-х классах.

Выступления разработчиков методического инструментария, представлявших свой продукт, объединяли два важных вопроса:

  • Как обеспечить преемственность по содержанию предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (начальная школа) с предметной областью ОДНКНР?
  • И как одновременно предусмотреть содержанием знакомство обучающихся с этнокультурным и этноконфессиональным многообразием России, что предусмотрено действующим ФГОСом?

На вебинаре, в частности, рассказали об особенностях преподавания духовного краеведения на примере Москвы и о том, что может помочь изучению культурного наследия России в рамках новой предметной области.
Педагоги – участники круглого стола озвучили практические вопросы, встающие перед ними при введении изучения предметной области ОДНКНР в школе.
Так, учитель истории и ОРКСЭ Гимназии №1514 Дымина  Е.В. обратила внимание на необходимость углубления интеграции ОДНКНР с дисциплинами гуманитарного цикла в 5-6 классах, в первую очередь, с курсами истории, обществознания и МХК, отметила высокую значимость использования музеев в преподавании данной предметной области.
Преподаватель русского языка и литературы Школы №1253 Клыкова Ю.Б. отметила, что представленный материал дает большие возможности для преподавателей словесности, для разговора с детьми о нравственных ценностях на основе литературного материала, доступного и понятного учащимся средней школы. Однако это не исключает того, что в рамках предметной области ОДНКНР еще обозначатся темы, которые могут оказаться для педагогов проблемными.
Учитель начальных классов Школы №1205 Тимонина Г.А. отметила, что материалы НИР удобны для педагога и соответствуют возрасту детей, и предложила обдумать возможность использования для уроков ОДНКНР фрагментов художественных фильмов.
Старший научный сотрудник Центра общего, среднего и дополнительного образования ФГАОУ ФИРО, автор учебников: «Религии мира» и «Религии в России» Кулаков А.Е. высоко оценил предложенные разработки, а как проблемное поле для дальнейшего обсуждения выделил построение системы оценивания результатов изучения ОДНКНР и распространение этой предметной области на 7,8 и 9 классы и перспективу разработки программ и учебных пособий по религиозным культурам в рамках ОДНКНР.

Все эксперты сошлись во мнении, что представленные специалистами МИОО материалы актуальны, выполнены на хорошем уровне и обеспечивают педагога адекватным инструментарием для реализации ОДНКНР в разных формах. При этом участники единодушно отметили необходимость продолжения разговора о том, как создать необходимые условия для успешной реализации в 5–6 классах новой предметной области и как транслировать успешный опыт Москвы в другие регионы.