В Москву сегодня активно едут учиться директора школ из Казани, Сочи, Пензы, Тольятти и других городов России, в числе которых - и Ижевск. Правда, если в перечисленных выше случаях эти образовательные визиты являются самым началом общего пути, то в отношении столицы Удмуртии этого уже не скажешь...
«Для Ижевска сотрудничество с Москвой – это ресурс новых образовательных возможностей, это не копирование опыта, а его изучение, преломление под свои условия, ресурсы, возможности. Встреча с сильными управленческими командами Москвы и презентации опыта нашего города», - рассказывает начальник Управления образования Администрации города Ижевска Светлана Петрова.
Система подготовки управленцев в Москве исключает лекции, заучивание, сдачу зачетов. Здесь ориентированы на практические навыки и умение решать конкретные управленческие задачи, которые есть у каждого руководителя.
«Очень полезна - поскольку реализуема в наших условиях - разработанная в Москве модель управленческого проектирования. Она дает возможность каждой управленческой команде взять в разработку самые важные задачи своего образовательного учреждения», - поясняет заместитель начальника Управления образования города Ижевска Ольга Калиниченко.
Проект столичного Департамента образования «Эффективный руководитель системы образования», за реализацию которого отвечает Московский институт открытого образования – это тренинги, мастер-классы, проектные мастерские, возможность менторского сопровождения, которое осуществляют представители Ассоциации менторов столичного образования.
«Эффективный руководитель - это непрерывное корпоративное обучение директорского корпуса. Каждый четвертый ижевский руководитель образовательной организации прошел очное обучение в Москве по данной программе. Это позволило нам перейти на проектную систему управления школами и сформировать систему корпоративного повышения квалификации управленческих команд», - рассказывает директор школы №8 города Ижевска Мария Пустынцева.
Итогом обучения являются не зачеты или экзамены, основанные на теоретических знаниях и заучивании, а управленческий проект, где каждый директор ставит конкретные задачи и открыто предлагает школьникам, их родителям, коллективу механизмы решения этих задач, а также прогнозирует итоговый результат.
«Необычна и полезна практика разработки, публичной открытой защиты Управленческого проекта. Практика менторского сопровождения, независимые предметные и метапредметные диагностики, рейтинг вклада школ в массовое качественное образование - московское образование, с нашей точки зрения, является сегодня огромной, открытой информационной средой», - говорит директор школы №34 города Ижевска Константин Ивашечкин.
Теперь в Ижевске, как и в Москве разработана своя система аттестации руководителей образовательных организаций.
«Сложившаяся система работающая сегодня как механизм швейцарских часов. Его основными принципами являются гласность, открытость, прозрачность и коллегиальность. Два года назад мои коллеги из Ижевска очень серьезно его изучили и разработали проект своего положения об аттестации на соответствие должности «Руководитель образовательной организации». Уже 13 ижевских директоров прошли аттестацию по новому порядку», - рассказала директор школы №4 города Ижевска Инна Копанева.
Теперь не только в Москву едут за полезными образовательными практиками. 14 февраля, в рамках меморандума о сотрудничестве, который был подписан в ноябре 2017 года, команды школ Ижевска, Москвы и Сочи отправятся в Брянск. Как отмечают сами руководители образовательных организаций - это новый опыт, а значит, будут новые проекты, которые коллеги настроены представить на форуме «Город образования» в 2018 году в Москве.
«Москва – это город образования, здесь оно прочно интегрировано в городскую систему. Открытость школы, проведение уроков за пределами школьной территории, выход в учреждения образования, культуры, спорта, здравоохранения, на предприятия. Москва – это город для детей и для образования», - отмечает директор школы №100 города Ижевска Борис Помыткин.