Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных технологий и применения наиболее результативных методик. Жизнь не стоит на месте, и сфера образования должна первой реагировать на новые научные, технологические и общественно-социальные вызовы. А изменяющиеся условия требуют от педагога смены его личностных приоритетов, переосмысления профессиональных позиций, обретения новых компетенций...
Миссия нового стандарта образования – в создании условий для перехода от «культуры образовательного процесса» к «культуре образовательных результатов». Это значит, что задачи повышения квалификации современных учителей связаны не только с пересмотром ранее изученных фактов, понятий и закономерностей, обусловленных развитием науки. Они в числе прочего продиктованы особенностями нового социального заказа общества и личности на образование, необходимостью реализации запросов социума выходящих за рамки узких предметных знаний.
Система московского образования – одна из первых, где на смену погоне за количеством подтверждающих квалификацию бумаг, дипломов и сертификатов о прослушанных курсах, пришла практика подтверждения квалификации учителя реальными результатами учеников. Как следствие – количество программ повышения квалификации стало снижаться в пользу их качества. Спросом пользуются только те, которые реально помогают учителям выйти на новый уровень квалификации, обрести новые компетенции.
Сегодня мы рассмотрим несколько примеров наиболее востребованных программ повышения квалификации учителей, которые реализуются в Московском центре развития кадрового потенциала образования (МЦРКПО), и начнем с пула программ, цель которых – повышение предметных компетенций педагога.
Актуализация предметных знаний
Программы повышения квалификации учителей с таким названием были созданы в МЦРКПО по математике, географии, физике, биологии и информатике. Именно здесь учитель получает возможность ликвидировать собственные дефициты в предметной области, отработать темы предметного содержания, вызывающие у него затруднения, и обновить свою базу знаний по интенсивно развивающимся дисциплинам.
Интересно, что сами учителя часто называют курсы по этим программам подготовкой к сдаче ЕГЭ. Ведь они сами сдают этот экзамен по собственной инициативе в Московском центре качества образования. Вы спросите, зачем учителям сдавать школьный госэкзамен? Всё очевидно. Для того, чтобы понять, в какую ситуацию попадает ученик на экзаменах, нужно эту процедуру пройти самому, увидеть, как она выглядит изнутри, разобраться, как ученику правильней распределять время, как сортировать задания по уровню сложности. Очевидно и то, почему некоторые учителя сдавать экзамены опасаются. Ведь если учитель показывает на сдаче ЕГЭ низкий балл, становится понятно, что он не способен подготовить своих учеников к экзамену, а высокие показатели его воспитанников, если они есть, – результат не его работы, а репетиторов или преподавателей дополнительных курсов.
Примечательно, что на сегодняшний день все сотрудники МЦРКПО - авторы программ по актуализации предметных знаний также сдали единый госэкзамен в Московском центре качества образования.
- Я посчитала своим долгом прийти и сдать ЕГЭ, - рассказывает Мария Шабанова, начальник отдела естественно-научного образования МЦРКПО, - чтобы прочувствовать себя в роли ученика и более полно понять, к чему нужно готовить учителей, реализуя наши программы повышения квалификации. Ведь одна из задач – подготовить московских учителей к сдаче ЕГЭ по предметам, соответствующим их профилю работы, показать им некоторые приёмы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, помочь им конструировать задания, разрабатывать методику работы с ними и включать их в свои сценарии уроков.
Важно отметить и то, что программы актуализации предметных знаний рассчитаны на продвинутый уровень обучения. Если учитель хочет поднять свой уровень преподавания до работы в профильном классе, например, в биологическом или математическом, он может достичь своей цели при помощи этих программ.
Программы подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА)
Обойти вниманием эти программы нельзя, как минимум, по двум причинам. Во-первых, в соответствии с законодательством организация и проведение итоговой аттестации обучающихся возложена на регионы, и именно МЦРКПО по поручению Департамента образования и науки города Москвы обучает членов столичных экзаменационных комиссий
А во-вторых, существует пул программ подготовки к ГИА, рассчитанный на учителей и концентрирующийся на методиках подготовки детей к успешной сдаче итоговой аттестации. Поскольку специалисты МЦРКПО ежегодно готовят тех, кто непосредственно обеспечивает экзаменационные процессы, участвуют в проверке экзаменационных работ и в конфликтных комиссиях, они совершенно чётко знают, на каких заданиях дети чаще всего дают осечки и какие слабые звенья в полученных школьниками знаниях требуют подкрепления. Исходя из этого, для учителей разрабатываются программы с акцентами на выявленные в ходе экзаменов наиболее трудные темы предметного содержания.
Огромный учительский интерес к данным программам понятен – те, кто изучил этот курс, получают возможность качественно подготовить к ГИА своих учеников. Ведь они становятся владельцами утверждённых демо-версий экзаменационных заданий, а также носителями наиболее полных и актуальных знаний по условиям проведения, требованиям и критериям проверки аттестаций.
МЭШ – «Московская электронная школа»
Обучение работе в МЭШ – направление топовое. Ресурс не просто вошёл в сферу столичного образования, он стал одним из столпов существующей системы. Сегодня в МЭШ умеет работать практически каждый учитель. Электронная школа предоставляет педагогам действительно уникальные возможности – от организации дистанционного обучения в том случае, когда ребёнок по каким-то причинам не имеет возможности прибыть в школу, до использования всего многообразия готовых сценариев уроков из библиотеки МЭШ.
Чему учатся слушатели наших курсов повышения квалификации? На начальном уровне – осваивать инструментарий Московской электронной школы, работать с библиотекой, планировать и организовывать работу по подготовке и проведению урочных занятий в МЭШ. Они узнают о дидактических принципах использования информационно-коммуникационных технологий, о педагогическом дизайне, учатся отбирать атомарный контент для использования в урочной деятельности.
Далее идёт освоение программ углубленного и продвинутого уровня. Здесь получают знания те, кто стремится создавать собственные сценарии современных уроков в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Есть уже сложившаяся система финансового поощрения учителей за использование МЭШ. Это ежемесячная надбавка для учителей-пользователей и гранты для авторов сценариев наиболее востребованных уроков. Учителя, которые стремятся стать грантополучателями, приходят в МЦРКПО учиться на курсах продвинутого уровня потому, что здесь созданы все условия, чтобы пройти путь от идеи до готового сценария урока. Специалисты Центра действительно изучили МЭШ вдоль и поперёк, они знают, где искать востребованные уроки, по каким темам готовых уроков нет, а какие являются самыми сложными по конструированию. Например, особым спросом сегодня пользуются сценарии межпредметных занятий. Подготовить урок на конвергентных принципах, охватывающих и интегрирующих различные области знаний, – задача насколько интересная, настолько и не простая. Преподаватели МЦРКПО помогают в разработке таких сложных и дефицитных уроков, проверяют их методическую грамотность для прохождения модерации в Городском методическом центре.
Функциональная грамотность
Раз уж мы упомянули конвергентные подходы в образовании, самое время рассказать о программах повышения квалификации для учителей, нацеленных на повышение функциональной грамотности ребёнка – его умения применять полученные знания в решении прикладных задач.
Наверное, объяснить, как это работает, проще всего на примере Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Россия в целом, и Москва отдельно как мегаполис, принимают участие в этих исследованиях ежегодно. И если на уровне страны наши результаты - в третьем десятке, то Москва уже несколько лет подряд по уровню образования стабильно входит в тройку сильнейших мегаполисов мира.
В ходе исследования школьники решают задачи различных уровней сложности. И если на первых уровнях ученик просто репродуктивно применяет свои знания, то на высших он должен суметь применить их в творческих, нестандартных ситуациях. Самые сложные задания PISA требуют интеграции знаний из разных предметных областей – применения того самого конвергентного подхода, который стирает междисциплинарные границы и позволяет взглянуть на задачу комплексно. Натаскать школьника на решение задач PISA невозможно, ведь чтобы отвечать на вопросы по читательской, математической и естественно-научной грамотности, нужно этой грамотностью обладать.
В исследовании PISA очень много заданий на понимание текста: умеет ли ребёнок искать в тексте ответы на поставленный вопрос, анализировать текст, структурировать информацию, способен ли он отделить главное от второстепенного.
Чтобы учить ребёнка функциональной грамотности, педагоги должны погрузиться в атмосферу подобных заданий и перестроить свою профессиональную деятельность от трансляции знаний к деятельностной парадигме, которая позволит ученику выйти из школы не просто с багажом знаний, а с умением учиться и саморазвиваться.
Достигается такое умение только проектной деятельностью в школе, которая в большинстве случаев строится на межпредметной основе. Поэтому данные программы повышения квалификации рассчитаны как на обучение учителей-предметников отдельно, так и на работу со школьными командами. Ведь если учителя у себя в школе не объединяются, профессионально не общаются, решить конвергентные задачи практически невозможно. На супер-результат учителя должны работать совместно.
Инклюзия
Завершим мы наше знакомство с программами повышения квалификации одной из самых востребованных на сегодняшний день группой программ, нацеленных на развитие инклюзивного образования.
По Закону об образовании родители имеют право отдать ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не в специализированную школу, а в общеобразовательную. Инклюзивное образование подразумевает доступность общего образования для всех, в том числе, и для детей с особыми потребностями, даёт возможность для организации совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.
Для того, чтобы ребёнок с ОВЗ учился в обычном классе, для него нужно разработать особую программу обучения. Профессиональные стандарты предписывают учителю владеть инклюзивными методиками, но в базовом педагогическом образовании, которое учителя получают в вузах, такого содержания нет вообще. Учителя-предметники этому не обучаются, они не дефектологи. Кроме того, есть ещё одна нуждающаяся в специализированном подходе категория детей, которых называют детьми с разными образовательными потребностями. В основном это дети мигрантов, которые плохо говорят на русском языке, для которых русский язык – иностранный.
Чтобы разработать адаптированную программу учителю надо знать физиологические и психологические особенности детей, понимать, как ребёнок воспринимает информацию, как к нему обращаться, может ли он работать в группе, какими должны быть для него домашние задания, и многое другое. Необходима серьёзная психолого-педагогическая подготовка учителя, который должен правильно воспринять ребёнка, создать благоприятную среду в детском коллективе, нивелировать возможное сопротивление некоторых родителей одноклассников. И именно поэтому в МЦРПКО такой огромный спрос на обучение по этим программам.
Сегодня обучающие материалы по большинству программ повышения квалификации можно отыскать в сети Интернет. Все учебные материалы МЦРКПО также хранятся в открытом доступе. Но чем больше учителя погружаются в ту или иную задачу, тем больше вопросов у них возникает, тем сильнее растёт потребность в специализированных курсах.
Следует особо подчеркнуть, что на всех перечисленных в этой статье программах лежит чётко выраженный отпечаток специфики мегаполиса. И отчётливее всего он проявляется в запросах на продвинутые программы. Учителя мегаполиса, освоившие инструмент МЭШ, уже не нуждаются в начальном уровне. Они ищут новые уровни сложности. Именно поэтому, в перечне Московского центра развития кадрового потенциала образования практически не осталось консервативных программ. В каждой из них – высокий процент новизны, продиктованный актуальностью задач.