Москва поделилась опытом преподавания русского языка
Просмотров: 1718
29–30 марта 2019 года в Москве состоялся всероссийский семинар «Обучение русскому языку в образовательных организациях Российской Федерации: опыт, проблемы, тенденции»…
Сегодня, когда на федеральном уровне большое внимание уделяется вопросам укрепления позиций русского языка в мире и его поддержке как государственного и родного, вопросы развития кадрового потенциала в сфере преподавания русского языка особенно актуальны.
В период проведения семинара в столице собрались представители более 50 субъектов Российской Федерации. Всего в семинаре приняли участие свыше 300 человек. Среди них – специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представители федеральных стажировочных площадок, руководители образовательных организаций общего и профессионального образования, реализующих программы изучения русского языка, специалисты образовательных организаций дополнительного образования, осуществляющих деятельность по направлению повышения кадрового потенциала педагогических работников, региональные тьюторы, члены предметных ассоциаций учителей русского языка и литературы, специалисты научных организаций, издательств учебной литературы (см. программу мероприятия).
Соорганизаторами семинара далеко не случайно выступили Московский центр развития кадрового потенциала образования, Единая независимая ассоциация педагогов города Москвы, Общественная палата города Москвы, Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля. «Русский язык – это не только фактор серьёзного образовательного и интеллектуального потенциала наших детей, но и та тема, от которой зависит, и в значительной степени, судьба нашего российского общества и государства. Поэтому вопросы качества преподавания русского языка являются своеобразным каркасом обучения. Любой преподаватель-нефилолог, находясь внутри своего предмета и будучи удалённым от русского языка как предмета, использует его для погружения школьника в мир математики, физики м других предметов, формируя универсальные знания, развивая мыслительные процессы, речь и память», – отметила председатель комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы Мария Лазутова. «Семинар дал возможность погрузиться в современные речевые практики. Прежде всего мне удалось представить опыт нашей московской многопрофильной школы. Мы работаем с использованием социокультурной среды города. А центральное направление работы – предпрофессиональное. Наша школа неслучайно называется многопрофильной, так как мы стремимся удовлетворить интересы всех ребят. Какие же речевые практики оказываются особенно востребованными в нашей школе? Игровая практика, музейная практика, театральная практика, библиотечная практика, журналистская практика, педагогическая практика и производственная практика. Все они направлены в том числе на формирование важнейшей в современном мире компетенции – коммуникативной», - поделилась своими впечатлениями Маргорита Бриткевич, директор Многопрофильной Школы №1374. «На семинаре я представила опыт Школы №1520 имени Капцовых по формированию словарной культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности. При этом очевидно, что формирование словарной культуры – это задача не только учителей русского и иностранных языков. Это задача, которая стоит перед всем педагогическим сообществом в каждой школе. Это моё самое глубокое убеждение! В наше время школьнику как никогда нужен словарь. Потому что дети живут в условиях перенасыщения информацией, и требуется некий авторитетный ориентир, чтобы не запутаться», - сказала директор Школы №1520 имени Капцовых Вита Кириченко.
Во второй день работы семинара в Школе №1251 имени генерала Шарля де Голля прошла практикоориентированная сессия, направленная на раскрытие проблематики преподавания нового предмета в школе – русского языка как родного. По словам директора школы Татьяны Кравец, «московская школа оказывается главным хранителем и транслятором ценностей: город – московская семья – местное сообщество. Общегородские проекты московского образования, в которых Школа №1251 принимает активное участие, предоставляют россыпь возможностей для всех участников образовательного процесса. Поэтому закономерно, что местом проведения всероссийского семинара была выбрана именно наша школа. Изменения, происходящие в современной экономике, ориентируют построение образовательного процесса на формирование у обучающихся новых навыков, таких как работа с людьми, мультиязычность и мультикультурность, межотраслевая коммуникация, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Надеемся, что новый курс русского родного языка окажет нам неоценимую помощь в формировании указанных навыков. В чём именно? Разговорит наших детей, коммуникативно раскрепостит и в то же время окультурит речь учеников, познакомит ребят с востребованными, в том числе в рамках профессий будущего, речевыми жанрами. К таким выводам мы пришли в ходе двухдневной работы семинара».
Очень продуктивной была видеоконференция с членами ассоциаций учителей-предметников субъектов Российской Федерации. На связь с участниками семинара вышел Ульяновск и Алтайский.
Кроме того, была реализована насыщенная программа мастер-классов, встреч с авторами учебников. Были рассмотрены актуальные предложения издательств по учебно-методическому обеспечению процесса преподавания русского родного языка.
Семинар показал Москву как город, имеющий единое образовательное пространство преподавания русского языка. К работе семинара были привлечены все центральные городские учреждения столицы. В рамках мастер-классов на практике было представлено, как работает и чем стала МЭШ для учителей столицы. В первую очередь это удобный инструмент, дающий учителю возможность внедрения в повседневную практику огромных образовательных возможностей, связанных с использованием библиотеки, которая включает тысячи сценариев, созданных московскими учителями, электронных пособий, интерактивных заданий, приложений и тестов. Учитель может воспользоваться любым сценарием библиотеки, доработать его согласно образовательным потребностям своего класса; учитель может творить сам, создавать новый контент, реализовать те педагогические задачи, которые перед ним стоят. Кроме того, МЭШ – возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика.
По словам Романа Дощинского, начальника отдела социально-гуманитарного образования МЦРКПО, члена Совета по русскому языку при Президенте РФ, «состоялся профессиональный диалог коллег из разных городов России. Семинар стал той площадкой, на которой объединились значимые ресурсы, проекты, до этого считавшиеся во многом достоянием лишь отдельных регионов. В рамках семинара охвачены многие аспекты преподавания русского языка, особенно аспекты преподавания нового предмета – русского родного языка. Разноформатное общение профессионалов помогло выработать ряд актуальных предложений для Министерства просвещения РФ по совершенствованию системы поддержки русского языка – языка межнационального общения, языка возможностей для многих профессиональных сообществ, языка личностного роста любого русскоговорящего человека, проживающего на территории нашей страны и за ее пределами».
Московский опыт получил высокую оценку коллег из разных регионов, признан успешным со стороны профессионального сообщества. Столичные педагоги обменялись контактами со своими единомышленниками из других субъектов, школы навели мосты дружбы, серьезного межрегионального взаимодействия по вопросам преподавания русского языка. Особенно важно, что по итогам семинара были сформированы замечания и предложения, которые, без сомнения, будут услышаны и приняты к сведению ответственными органами. В частности, прозвучали предложения четко дифференцировать ключевые понятия (язык образования, язык обучения и язык изучения), структурировать нормативную правовую документацию о введении родного (русского) языка и родной (русской) литературы, уточнить формулировку, касающуюся выбора родного языка для изучения («в пределах возможностей, предоставляемых системой образования»), а также разъяснить вопрос права преподавания нового предмета. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Сергей Пилипенко поблагодарил участников семинара за подготовленные рекомендации.
ОТЗЫВЫ:
Участие в семинаре было полезно как представителям органов исполнительной власти, региональных центров повышения квалификации, так и учителям-практикам. Состоялся профессиональный диалог коллег из разных субъектов РФ. Семинар стал той площадкой, на которой объединились значимые ресурсы, проекты, до этого считавшиеся достоянием лишь отдельных регионов. В рамках семинара охвачены многие аспекты преподавания русского языка, особенно аспекты преподавания нового предмета – русского родного языка. Разноформатное общение профессионалов помогло выработать ряд актуальных предложений для Министерства просвещения РФ по совершенствованию системы поддержки русского языка – языка межнационального общения, языка возможностей для многих профессиональных сообществ, языка личностного роста любого русскоговорящего человека, проживающего на территории нашей страны и за её пределами. Лазутова Мария Николаевна, председатель комиссии по образованию, науке и культуре Общественной палаты города Москвы
Московская школа оказывается главным хранителем и транслятором ценностей: город – московская семья – местное сообщество. Общегородские проекты московского образования, в которых Школа №1251 принимает активное участие, предоставляют россыпь возможностей для всех участников образовательного процесса. Неслучайно местом проведения всероссийского семинара была выбрана именно наша школа. Изменения, происходящие в современной экономике, ориентируют построение образовательного процесса на формирование у обучающихся новых навыков, таких как работа с людьми, мультиязычность и мультикультурность, межотраслевая коммуникация, которые важны для специалистов самых разных отраслей. Надеемся, что новый курс русского родного языка окажет нам неоценимую помощь в формировании указанных навыков. В чем именно? Разговорит наших детей, коммуникативно раскрепостит и в то же время окультурит речь учеников, познакомит ребят с востребованными, в том числе в рамках профессий будущего, речевыми жанрами. К таким выводам мы пришли в ходе двухдневной работы семинара. Кравец Татьяна Викторовна, Заслуженный учитель РФ, директор ГБОУ города Москвы «Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля»
На семинаре я представила опыт нашей школы по формированию словарной культуры школьников на уроках и во внеурочной деятельности. При этом очевидно, что формирование словарной культуры – это задача не только учителей русского и иностранных языков. Это задача, которая стоит перед всем педагогическим сообществом в каждой школе. Это моё самое глубокое убеждение! В наше время школьнику как никогда нужен словарь. Потому что дети живут в условиях перенасыщения информацией, и требуется некий авторитетный ориентир, чтобы не запутаться. Кириченко Вита Викторовна, абсолютный Победитель конкурса «Учитель года России», директор ГБОУ города Москвы «Школа №1520 имени Капцовых»
Семинар сподвигнул меня задаться вопросом: «Директор школы – словесник. Что это значит?» Директор-словесник обязательно хорошо владеет речью сам и исподволь подталкивает к культуре речи или, как раньше говорили, к соблюдению единого речевого режима весь педагогический коллектив. Надо сказать, что владение речью – это широкое понятие. Директор-словесник в своем арсенале имеет различные средства воздействия на аудиторию. Его речь, как правило, такова, что ей хочется верить, за ней хочется идти. Директор-словесник по определению директор-лидер. Его речь яркая, образная, незабываемая. В ней есть харизма, заметно отличающая его от других директоров. А еще, как мне кажется, директор-словесник жалеет слова, не бросает их на ветер, бережёт их, не склонен к говорливости. Исключительно речь по делу, речь с чёткими целеустановками! Сычева Татьяна Евгеньевна, директор ГБОУ города Москвы «Школа №1799»
Семинар дал возможность погрузиться в современные речевые практики. Прежде всего мне удалось представить опыт нашей московской многопрофильной школы. Мы работаем с использованием социокультурной среды города. Важнейшее направление работы – предпрофессиональное. Наша школа неслучайно называется многопрофильной, так как мы стремимся удовлетворить интересы всех ребят. Какие же речевые практики оказываются особенно востребованными в нашей школе? Игровая практика, музейная практика, театральная практика, библиотечная практика, журналистская практика, педагогическая практика и производственная практика. Все они направлены в том числе на формирование важнейшей в современном мире компетенции – коммуникативной. Бриткевич Маргарита Сергеевна, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ города Москвы «Многопрофильная Школа №1374»
Семинар затронул различные аспекты преподавания русского языка, в том числе не оставил без внимания того факта, что 2019 год в России проходит под знаменем Театра. Необходимость применения театральных игровых технологий для создания продуктивной образовательной среды и повышения качества лингвистического образования не вызывает сомнения. Вообще, если рассматривать школу не как отдельно существующую, а как систему, то можно увидеть единство взаимодействия сообщающихся сосудов – образования, культуры, социума. При этом все грани взаимодействия тесно связаны с уровнем владения русским языком всех участников педагогического процесса. Колесниченко Марина Дмитриевна, председатель Товарищества артистов МХАТ
Мастер-класс «От многообразия форм внеурочной деятельности – к единому курсу «Русский родной язык» открывался фразой дня, произнесённой В.Г.Белинским: «Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нём сообразно с сими законами». Она являлась своеобразным эпиграфом дальнейшей работы участников семинара. Участников мастер-класса разделили на четыре команды в соответствии с темами: «Встретимся в библиотеке», «Встретимся на бульваре», «Встретимся в творческой мастерской», «Встретимся с писателем». Выполняя различные задания, необходимо было обращаться к словарям. Особенно интересными оказались творческие задания: составление текста с использованием фразеологизмов, путешествие с литературными героями по улицам Москвы, составление программы празднования юбилея писателя. Выполнение данных заданий показало нам, что даёт работа со словарём в плане формирования новой лексики, как расширить историко-культурный кругозор, какие темы проектов могут быть интересными для школьников, как умение работать в команде помогает достичь результата. Смирнова Марина Сергеевна, Почётный работник общего образования, учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы «Школа на проспекте Вернадского»
По словам С.В. Меньшениной, на секции «Музейная работа в современной школе» был дан мастер-класс М.В. Чигаевой и М.В. Печниковой. Музейная педагогика играет важную роль в расширении кругозора, приобщении детей к родной истории, культуре. Это мощное средство интеллектуального, эмоционального, а значит, речевого развития ребёнка. Педагоги-организаторы, будучи сами руководителями школьного музея, показали его с особой стороны – как возможный ресурс преподавания русского родного языка. Меньшенина Светлана Витальевна, кандидат педагогических наук, ведущий эксперт Московского центра развития кадрового потенциала образования
Как считает И.В. Иванова, Московская электронная школа и Российская электронная школа предлагают на сегодняшний день неоценимую помощь учителю русского языка и литературы, являются неотъемлемой частью его методического портфеля. Именно этому был посвящён мастер-класс Н.А. Василевской. На практике было представлено, что РЭШ – это интерактивные уроки по всему школьному курсу русского языка с 1 по 11 классы от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Но РЭШ– достаточно статичная система, в отличие от МЭШ, которая предполагает возможность редактирования, улучшения «чужого» сценария, то есть работу со сценарием коллег в нужном направлении. Чем же для учителей столицы является проект МЭШ? В первую очередь это удобный инструмент, дающий учителю возможность внедрения в повседневную практику огромных образовательных возможностей, связанных с использованием библиотеки, которая включает тысячи сценариев, созданных московскими учителями, электронных пособий, интерактивных заданий, приложений, атомиков и тестов. Учитель может воспользоваться любым сценарием библиотеки, доработать его согласно образовательным потребностям своего класса; может творить сам, создавать новый контент, реализовать те педагогические задачи, которые перед ним стоят. Кроме того, МЭШ – возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. Иванова Инна Васильевна, руководитель проектов Центра дополнительного образования АО «Академия «Просвещение»
Увиденный мной мастер-класс «Современная детская и подростковая литература как ресурс для развития речи школьников» заставил о многом задуматься. Работа проходила в формате «деловой игры». Вначале обсуждались вопросы «Кто они – герои нашего времени?», участники выделяли основные качества современного школьника как героя литературного произведения. Размышляли о возможных разворотах конфликтов в сюжетной коллизии, чтобы чтение доставляло удовольствие. Следующим этапом был совместный разбор произведений современной прозы для детей и подростков. Задача участников диалоговой площадки заключалась в поиске выхода из воображаемой конфликтной ситуации, а также в построении дальнейшего сценария развития сюжета. Одним из острых моментов в игре стало разделение на конфликтующие стороны, когда каждая из команд должна была придумать аргументацию от лица своего героя. В заключении ребята педагоги познакомились с новинками современной отечественной и зарубежной литературы для детей и подростков. Рычкова Марина Юрьевна, заместитель директора ГБОУ города Москвы «Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля»
Команда филологов ГБОУ города Москвы «Школа №1251 имени генерала Шарля де Голля», в составе которой не только учителя русского языка и литературы, но и учителя английского языка, показала мастер-класс «Приёмы обогащения фразеологического запаса школьников». Коллеги представили опыт работы с фразеологическими единицами языка, которые были связаны с образом Москвы. Этот опыт, безусловно, может быть полезен при изучении русского родного языка. Мастер-класс продемонстрировал образовательные возможности пословиц и поговорок, афоризмов и иных идиом, которые позволяют формировать историческое, культурологическое и языковое мышление школьников, создавать метапредметную образовательную среду на уроке и во внеурочной деятельности. Было продемонстрировано, как при работе с фразеологизмами проявляется и уточняется значение устаревших слов и выражений, выявляется синонимия устойчивых оборотов речи, обнаруживается их внутренняя антиномия. Авторы мастер-класса показали, как метафоричность, образного русского языка транспонируется в сознании его носителей в плоскость языковых абстракций. Фразеологизмы английского языка также прояснялись в ходе работы над лексическим значением слов при переводе их на русский язык, что позволило увидеть векторные связи русского и английского мышления, соединяющие культурные пространства, обнаружить общую плоскость значений и почувствовать специфику языковой культуры каждой страны. Ганабова Оксана Анатольевна, руководитель московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»
В рамках мастер-класса успешно прошла презентация возможностей сервиса «Мои-достижения.рф» для повышения качества преподавания филологических дисциплин в школе. Начальник Управления развития информационных технологий и образовательного потенциала МЦКО Б.Л. Легостаев рассмотрел важнейший компонент современного образования – формирование культуры самооценивания. Созданный в московской системе образования инструмент автоматизированной самооценки позволяет не только быстро получить актуальный уровень прохождения тех или иных тем в курсе русского языка и литературы, но и так же оперативно провести коррекционную работу. Так, в последнее время частью сервиса стали подготовленные видеоматериалы, позволяющие школьникам проанализировать допущенные ошибки и учесть рекомендации от ведущих специалистов. И как подтверждение слово взяла С.Н. Колосова, ведущий эксперт МЦРКПО, показавшая один из видеороликов по теме «Комплексный анализ стихотворения». По завершении мастер-класса специалисты ответили на вопросы заинтересованной аудитории. Большим открытием для регионов было то, что сервис абсолютно бесплатный и что все желающие могут воспользоваться им. Дощинский Роман Анатольевич, кандидат педагогических наук, начальник отдела социально-гуманитарного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования
Общепризнанно: чтобы обучение имело развивающий характер, деятельность школьников должна быть творческой. Остаётся актуальным вопрос средств и методов, с помощью которых можно вовлечь каждого в процесс творческой деятельности. Мастер-класс И.Л. Масандиловой, кпн, учителя русского языка и литературы Лицея МПГУ, доцента кафедры русского языка Института детства МПГУ, показал возможности литературно-импровизационной игры как средства обучения и развития на уроках и во внеурочное время. Литературно-импровизационная игра обладает широкими возможностями в формировании представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Использование данной методики позволяет повысить познавательный интерес учащихся к предмету, развить их эмоциональную сферу, литературно-художественные способности. Через внимание к слову воспитывается любовь, уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре. Такая форма урока совершенствует коммуникативные умения, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком; обогащает словарный запас и грамматический строй речи; развивает готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность к речевому самосовершенствованию. Безусловно, эта методика развивает способность аналитически мыслить, помогает овладевать способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Именно эти цели актуализируются в Примерной программе «Русский родной язык». Абрамовская Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы ГБОУ города Москвы «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова».
В ходе мастер-класса «Преемственность дошкольного и начального общего образования в работе по развитию речи» успешно транслировалась система работы педагогического коллектива дошкольной и начальной ступеней образования ГБОУ города Москвы «Школа №1251 им. генерала Шарля де Голля» с детьми дошкольного возраста в социально-коммуникативной области. Вниманию участников были представлены интересные авторские дидактические игры, способствующие расширению кругозора и обогащению родного языка дошкольников, продемонстрированы видеофрагменты непосредственно организованной образовательной деятельности с группой детей, совместной партнёрской игры. Педагоги поделились опытом организации взаимопосещений и дополнительного образования на бюджетной основе. Показали инновационные формы взаимодействия, которые позволяют углубленно заниматься с детьми старшего дошкольного возраста содержанием русских народных сказок, дают возможность учиться размышлять, высказывать предположения, обобщать и делать свои выводы. Приятно было также, что на мастер-классе была организована тематическая выставка методической, детской литературы, экспонатов этнографического минимузея. Шишкина Марина Евгеньевна, председатель Ассоциации педагогов дошкольного образования города Москвы