Инклюзивная практика в дошкольном образовании как инновационная педагогическая деятельность

Просмотров: 1699

Стародубцева Е.В.,
к.п.н., доцент МЦРКПО

Сегодня в мире признаётся абсолютная ценность каждого члена общества и необходимость максимального использования возможностей вне зависимости от индивидуальных особенностей и ограничений. И потому внедрение инклюзивных практик в жизнь образовательной организации на уровне дошкольного образования приобретает особую значимость.

В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования. Создаются вариативные формы инклюзивной практики в дошкольном образовании: группы компенсирующего и комбинированного вида, инклюзивные группы; дошкольные отделения, в которых созданы службы лекотеки, службы ранней помощи, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания «Особый ребёнок», центры игровой поддержки развития и т.д. Таким образом, расширяются возможности выбора для семей, в которых растут дети с особыми образовательными потребностями.
При реализации инклюзивных практик на уровне дошкольного образования на первый план выходят следующие вопросы:

  • Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны её освоить?
  • Что необходимо при построении индивидуального плана развития ребёнка и при планировании работы в группе?
  • Каким образом организовать социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

Сегодня образовательная организация должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребёнка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, которая подстраивается под индивидуальные образовательные потребности детей. При этом используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания.
Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).
Инклюзия – двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять «особого» ребёнка. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов массовых групп к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
Можно назвать ряд основных трудностей, с которыми встречаются педагоги, реализующие инклюзивные практики:

  • незнание особенностей сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе,
  • дифференциация дидактического сопровождения,
  • выбор методов и приёмов работы с детьми, имеющими различные нарушения развития,
  • сотрудничество и партнерство с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей.

Проблема готовности педагогов дошкольного образования к профессиональной деятельности в инклюзивных образовательных условиях является одним из главных вопросов и требует разработки программ повышения квалификации и психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного процесса.
Московский институт открытого образования предлагает вариативные формы профессионального развития педагогических работников, реализующих инклюзивные практики на уровне дошкольного образования, – курсы повышения квалификации, учебные мероприятия Педагогического абонемента, мастер-классы и др.
Особую востребованность приобретают семинары, в рамках которых педагоги представляют коллегам уникальный опыт построения вариативных моделей образовательной среды детей дошкольного возраста с ОВЗ, и практико-ориентированные мастер-классы, на которых педагоги могут приобрести те навыки, которые необходимы для организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Вместе с курсами повышения квалификации такие мероприятия позволяют педагогам восполнить дефициты в области применения инклюзивных технологий и получить необходимую дидактико-методологическую помощь по реализации инклюзивных практик в своей ежедневной деятельности.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить