Зуева Н.А.,
директор Школы №1637
Третий год в Москве реализуется проект «Взаимообучение московских школ». В чём его уникальность? В возможности поделиться имеющимся опытом с коллегами, в возможности перенять опыт других коллег по разным направлениям. Я в этом проекте принимаю участие и как руководитель, которому есть чем поделиться, и как руководитель, которому есть чему учиться у коллег…
Наша управленческая команда посещала семинары в рамках проекта «Взаимообучение московских школ» по актуальным для нашей школы темам, и нам был интересен опыт коллег по следующим направлениям: олимпиадное движение, работа с молодыми педагогами, создание эффективной управленческой команды, интеграция дополнительного и основного образования и многие другие. Хочу сказать большое спасибо за такую возможность. Решая общегородские задачи, в рамках данного проекта, мы можем консолидировать наши ресурсы и эффективный опыт для достижения максимально высоких результатов.
Сегодня каждая московская школа открыта. Эта открытость не только в доступности информации в медиа и на сайте, но и в общении профессионального сообщества. Мы все решаем общегородские задачи, но так или иначе у каждого из нас есть свои инструменты решения. Именно этими лайфхаками мы и делимся. Семинар по организации контроля за качеством питания, который мы проводим в нашей школе, востребован уже второй год. И продолжает пользоваться большой популярностью. Это значит, что наш опыт полезен коллегам, и мы рады, что можем помочь совершенствовать работу в данном направлении.
Опыт проведения семинаров во взаимообучении позволяет ещё раз проанализировать работу внутри школы, посмотреть на себя со стороны, прокачать навыки публичных выступлений. Умение держать аудиторию, апробация различных способов подачи материала и совершенствование обратной связи - это хорошие практические курсы для обеих сторон. Для меня лично это возможность «сверить часы», ещё раз посмотреть на работу школы с точки зрения решения городских задач.
Хочу дать совет тем, кто только готовит своё выступление. Тема, которую вы заявляете, должна быть хорошо отработана в вашей школе. При подготовке материала вы должны учесть разность аудитории, несмотря на то, что вы заранее указываете аудиторию, на которую рассчитана ваша тема, зарегистрироваться на ваш семинар может любой желающий. Взаимообучение не должно быть простой лекцией, это должен быть диалог и постоянная работа с залом, интерактив: тесты, опросы, обмен мнениями. И главная ошибка при подготовке - это мысль о том, что есть вещи, о которых и так все знают, зачем на них тратить время. Как показал мой опыт, все мы знаем разное. Поэтому на взаимообучении важно детально разобрать свою тему, не решая заранее за аудиторию, что они должны знать. Важным этапом проведения является обратная связь. Чем качественней вы подготовите данный этап семинара, тем больше вероятность того, что вы сможете качественно улучшить своё следующее выступление и выявить дефициты. Проведя уже несколько семинаров по одной теме, я могу сказать, что, благодаря участникам, я каждый раз вношу изменения в структуру и содержание своего выступления. И не только выступления. Есть моменты, которые мы доработали благодаря отзывам коллег. Самое главное - не бойтесь. Не думайте, что ваш опыт никому не интересен, потому что «все так делают». Это ошибка. Расскажите, как работаете именно вы, и, может быть, это поможет многим выстроить работу и у себя.