Литература + география = точки соприкосновения

Просмотров: 4333

Михайлов И.Е.,
выпускник профессиональной переподготовки МИОО 2006 года по направлению «География»,
автор практико-ориентированных книг и статей по методике преподавания биологии и географии в средней школе

В 2016 году Российское географическое общество призвало школьников из разных регионов России принять участие в проекте Школьной географической экспедиции «Литературная география». Активное вовлечение школьников в изучение литературных мест родной страны должно было способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма молодёжи.

В ходе полевых экспедиций школьники

  • знакомились с литературными местами своего региона,
  • провели исследовательские работы по оценке сохранности объектов культурного наследия, связанных с жизнью и деятельностью русских писателей и поэтов,
  • выявили основные изменения природной и социальной среды региона по сравнению с эпохой, описанной в литературных произведениях,
  • школьники узнали новые для них имена писателей и поэтов, их быт в соответствующую временную эпоху, условия творчества тех лет.

Произошла привязка известных школьникам литературных произведений к конкретной местности.
Большое значение в географической науке имеют камеральные исследования, проводимые до и после географической экспедиции. В практике литературной географии — это чтение художественных и очерковых книг, поиск в них географического содержания, его анализ и синтез. Этот этап в литературной географии является чуть ли не главным, так как без него нет полноценного полевого этапа. Учителя географии разрабатывают и используют разнообразные вопросы и задания, в том числе творческого характера. Многочисленные разработки публикуются в научно-методических журналах нашей страны, выставляются в Сети.
Литературная география находится в интеграционном ряду взаимодействия географии с другими школьными дисциплинами. Её методические задачи являются общими для дидактики в целом и имеют свои специфические особенности. Вопросы и задания по литературной географии широко используются в школьной олимпиадной практике.
Средствами литературной географии на знакомом литературном материале отрабатываются трудные темы курса географии. Художественные книги и очерки конкретизируют качественно новый для учащихся географический материал для его лучшего осмысления и усвоения. Художественная литература разряжает атмосферу контрольного урока, способствует формированию внимательности при ответе на вопросы, даёт новые знания, приближает географический материал урока к жизни, делает его более прозрачным, «не по учебнику». Литературные фрагменты на уроке географии выступают иллюстраторами географического содержания. Они делают его наглядным, доступным и хорошо запоминающимся. Художественный и очерковый литературный материал способствует формированию патриотических чувств учащихся, становится лирическим отступлением, выступает иллюстратором закономерностей развития живой природы, человечества и Земли в целом.
В методике и практике литературной географии мы попытались выделить несколько блоков.

Блок 1. Формирование географического образа территории
Художественные и очерковые тексты выступают иллюстраторами, позволяющими живописать образы пространства. При этом географический сюжет в художественных произведениях фигурирует в двух видах — обобщённом и конкретном. У многих поэтов и писателей можно найти стихи о временах года и времени суток, о лесе, реке, ручье, ветре, море, деревнях с маковками церквей, полях с лесными перелесками. В другом варианте территориальная привязанность художественного произведения обеспечивает узнаваемость описываемых в нем мест.

Блок 2. Географический анализ художественного текста
Используя при чтении художественных произведений готовые географические знания, можно более детально и вдумчиво подойти к чтению книг, более полно понять географические реалии читаемой художественной литературы. Художественные тексты дают учащимся дополнительный стимул к получению субъективно новой для них географической информации. Географические знания формируются непосредственно из художественного фрагмента и в процессе работы с дополнительными источниками информации по вопросам и заданиям.

Блок 3. Анализ географического пространства художественной книги
Важная задача литературной географии — научить видеть в художественной книге географическое пространство: «А где все это происходит?» Только введя школьника в географическое пространство художественного произведения, можно ожидать от него адекватного отклика на прочитанное. К сожалению, обыденна ситуация, когда в школе преподают и географию, и литературу, проводят междисциплинарную интеграцию, а школьник берёт в руки очередную книгу и снова не понимает, где развивается действие. С помощью литературной географии учитель помогает входить в географическое пространство читаемых художественных книг.

Блок 4. Познание географического прошлого территории посредством исторической географии, и наоборот
В художественных книгах школьники находят артефакты, которые становятся отправной точкой их историко-географического исследования. А отталкиваясь от следов человека на Земле, входят в её географическую плоскость. Школьники выходят в Сеть как в библиотеку, полную интересной, но порой противоречивой информации, в которой им ещё предстоит разобраться, сформировав собственное представление о планете.

В наши дни литературная география выходит из академических стен и находит отклик у взрослого населения. По мнению исследователя Н.Горбунова, художественная литература есть творческое отражение человеческой жизни, в том числе, и множества существующих в реальности географических мест. Иногда эти места явно угадываются, а иногда их история требует тщательного географического расследования. Есть места, которые у каждого на слуху, например, Патриаршие пруды в Москве. Но в художественной литературе много малоизвестных или совсем неизвестных топонимов. Откуда писатели их берут? Вдруг часть улиц, домов, скверов, мостов, упоминаемых в книгах, существует в действительности? Это становится мотивацией и отправной точкой литературно-географического путешествия. Интересно знать, побывал ли там автор лично или, может быть, он только читал или слышал от друзей о том или ином поместье, доме, департаменте, парке. Эти места описаны в литературном произведении, а значит, их стоит изучить. Литературные географы стараются воссоздать историческую картину, определить возможность личного посещения описываемого места автором, узнать, насколько тесно его судьба связана с этим местом.

Идея путешествия по местам из художественных книг отнюдь не нова:

  • в Москве прокатиться от подвала Мастера (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») до особняка Маргариты и затем до «нехорошей квартиры», где жил сам писатель, можно с экскурсоводом даже ночью;
  • в Петербурге организуют экскурсии по местам романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Идея литературно-географических путешествий, вдохновлённых литературой, нашла воплощение в рамках сетевых проектов «Педаль сцепления с реальностью», «Литературная география как многомерная работа с текстом» и «По тексту без визы».

В заключение приведём небольшой перечень книг для камеральных литературно-географических исследований школьников:

  • найти следы Нильса Хольгерссона, а заодно изучить Швецию можно с путевыми заметками Г.Х.Андерсена «В Швеции», книгой Т.А.Чесноковой «Литературная карта Швеции». Ещё одна книга Т.А.Чесноковой «Стокгольм времён А.Линдгрен» станет находкой юному литературному географу;
  • книга Н.Горбунова «Дом на хвосте паровоза» полезна школьникам как путеводитель по Европе в сказках Х.К.Андерсена; в ней юные литературные географы найдут сказки с подробными Google-картами и виртуальными маршрутами, литературные путешествия по Дании, Германии, Италии, Швейцарии, Норвегии, Испании;
  • обращение через историческую географию к литературной географии и наоборот будет возможно посредством книг «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» Д.Дефо и «Из Сибири» А.П.Чехова;
  • вместе с автором книги «Магическая Прага» А.М.Рипеллино школьники могут блуждать по мрачным лабиринтам Праги и страницам книг чешско- и немецкоязычных писателей и поэтов;
  • бродить по Лондону в компании главной героини романа «Миссис Дэллоуэй» В.Вульф возможно понравится не меньше, чем по полям и лесам,
  • книга С.В.Грохотова «Шуман и окрестности» отнесёт школьников к музыкально-литературной географии. Она расскажет, как жили в те времена, когда великий немецкий композитор Р.Шуман создавал свой нотный «Альбом для юношества». Книга эта не только яркий культурно-географический портрет эпохи. Здесь слышен голос немецкой истории, угадываются черты национального характера;
  • Книги Т.Северина «По пути Синдбада», «По следам Марко Поло», «Дорогами Чингисхана», «По пути Ясона», «Экспедиция «Улисс» помогут школьникам пройти по пути их знаменитых персонажей,
  • школьные литературно-географические прогулки по Риму позволят совершить книги «Камо грядеши», Г.Сенкевича, «Ангелы и Демоны» Д.Брауна, «Прогулки по Риму» Ф.Стендаля, «Шпана» П.П.Пазолини, «Бич божий» Е.И.Замятина;
  • по Берлину школьники смогут путешествовать с книгами «Берлин и окрестности» Й.Рота, «Дар» В.В.Набокова и «Верноподданный» Г.Манна,
  • о природно-культурном регионе Северный Кавказ, его природе, быте и нравах юные литературные географы узнают из книг «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и «Казаки» Л.Н.Толстого,
  • познать географию места в конкретный временной промежуток им помогут сборники стихов Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова, И.С.Никитина, других русских поэтов этого времени,
  • соотнести биографию поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета в их географической ипостаси можно с небольшими томиками их стихов в руках,
  • книги «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина, «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова и «Приключения капитана Врунгеля» А.С.Некрасова направят школьников к географии пути в художественной литературе,
  • пройтись по местам Обороны Севастополя поможет книга «Граната (Остров капитана Гая)» трилогии В.П.Крапивина «Острова и капитаны»,
  • книга «Зелёные берега» Г.И.Алексеева даст возможность прогуляться по Петербургу середины ХХ века и т.д.

Литературная география всё больше и больше заявляет о себе в нашей стране в последние десятилетия. Получает распространение практико-ориентированная научно-методическая литература, создаются порталы в Сети. Выйдя из недр академической науки культурной географии, она всё больше завоёвывает широкие массы. В наших силах способствовать развитию этой тенденции.

Справочный материал

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить