«Взаимообучение московских школ» - пространство открытого образования будущего

Просмотров: 193

Боброва И.И.,
директор Школы №1575, к.экон.н.

«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим» (Чарльз Диккенс)
Проект «Взаимообучение московских школ»  ̶  живая, работающая, активно и динамично развивающаяся модель сетевого повышения квалификации, позволяющая приобретать знания и умения в реальных условиях. С подключением к проекту колледжей, вузов и организаций не из сферы образования, готовых поделиться эффективным управленческим и педагогическим опытом, он расширил свои горизонты.

Проект не может не развиваться, потому что жизнь стремительно меняется, трансформируются и возникают новые городские проекты, появляются новые технологии, обновляются кадры, стремительно развивается сама московская школа, чему убедительное доказательство – результаты последних исследований PISA. Школы Москвы занимают лидирующие позиции в мировом образовательном рейтинге, а это значит, что и управленческий опыт руководителей образовательных организаций должен отвечать мировому уровню.
Управленческая команда школы в период непрерывных изменений не может не учиться. Проект даёт возможность учиться у самых сильных практиков по самым разным направлениям работы. Опыт, получаемый в горизонтальных связях образовательных организаций, хорош. Не менее ценен для формирования актуальных управленческих компетенций в условиях модернизации образования опыт сторонних (не из сферы образования) организаций, держащих руку на пульсе времени, таких, например, как ПАО Сбербанк  ̶ российский финансовый конгломерат, универсальная технологическая компания.
Ноябрьская (2019 г.) конференция «Управление изменениями» от ПАО Сбербанк и Московского центра развития кадрового потенциала образования стала своего рода неординарным событием проекта «Взаимообучение московских школ».
ПАО Сбербанк реализует в управлении «производственную систему Сбербанка», использующую принципы «бережливого производства» — концепцию управления производственным предприятием, основанную на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Эта система предназначена для повышения эффективности работы персонала и роста его мотивации. Она предполагает вовлечение в процесс оптимизации работы компании каждого сотрудника и максимальную клиентоориентированность. Ознакомление с опытом управления изменениями внутри такой организации - возможность увидеть общие подходы, проверить себя, взять новые идеи и эффективные практики, понять, что «колесо уже изобретено» и ты получаешь проверенный инструмент для работы.
На конференции «Управление изменениями» были представлены лучшие практики от ключевых руководителей Московского банка ПАО Сбербанк, в том числе способы эффективной мотивации персонала и выстраивания HR-процессов  ̶  системы управления человеческими ресурсами с целью повышения эффективности деятельности организации. Эта система едина для всех организаций, а потому обучение даёт возможность «сверить часы», проанализировать собственный опыт, разметить точки, требующие приложения сил для совершенствования управленческого процесса. Обучающим было не только содержание мероприятия. Сами по себе организация и форматы проведения мероприятия стали своего рода школой по реализации взаимообучения.
Принимая эффективность и результативность системы управления в дружественных организациях, мы у себя можем реализовывать лучшие практики по эффективному управлению процессами в период изменений. Желание внедрять и внедрение будут тем эффективнее, чем более профессионально, конкретно, точно, акцентированно передаётся опыт в процессе взаимообучения.
Известно, что основополагающим фактором для успеха организации являются кадры. Решающее значение для закрепления и продвижения сотрудника имеет его способность и умение учиться, работать над собой, стремиться к саморазвитию и осуществлять это саморазвитие, исходя из внутренней мотивации. Положения общеизвестные, с ними никто не будет спорить. Но время вносит свои коррективы, и на этом был сделан акцент на конференции «Управление изменениями». Сотруднику предоставляются все возможности для обучения, но руководитель должен помнить о том, что трендом в современном мире становится микрообучение, многочасовое обучение сегодня уже невозможно. Отсюда и выбор соответствующих инструментов развития и обучения  ̶ индивидуальный план развития, менторство, мастер-классы, консультирование, коучинг, форсайт-сессии и, конечно, взаимообучение как инструмент для собственного профессионального роста каждого сотрудника и управленца. Панельная дискуссия конференции стала большим мастер-классом, она целиком была посвящена лайфхакам, которые может использовать в своей работе любой руководитель организации.
Мы понимаем, что в целом оценить эффективность программ взаимообучения довольно сложно. Отдачей на проводимую работу являются только уровень достижений школ и повышение качества менеджмента, а последнее не так просто измерить. Но внушает оптимизм то, что работа над методиками измерения эффективности с точки зрения влияния обучения и индекса вовлеченности сотрудников в обучение ведётся, в том числе в рамках Корпоративного университета Сбербанка. А это значит, что пространство для взаимообучения бескрайне, выбор тем и реперных точек развития не может иметь предела.

Проект «Взаимообучение московских школ» фактически стал моделью открытого образования, вовлекающего в свою орбиту всё новых участников и всё новые ресурсы. Ценность его в том, что он не даёт стоять на месте, мотивирует на принятие и развитие постоянных изменений, формирующих современную школу как школу будущего.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить