«Зачем девочкам математика?»

Просмотров: 2653

Ясинская Ю.С.,
директор Школы №1621 «Древо Жизни»


Многим сегодня известно исследование Кэрол Дуэк об установке на рост (growth mindset). Психолог из Стэнфорда обнаружила, что то, как ученики оценивают свои способности к решению учебных задач, оказывает большое влияние на результаты их обучения. 

Многие школы сегодня начинают работать над созданием культуры роста у своих учеников во многом благодаря этому исследованию. Однако оказалось, что помочь детям развить в себе установку на рост совсем непросто, так как многое зависит от предметного контекста. К сожалению, математика стала для многих учеников тем предметом, о котором у них сложились устойчивые представления в отношении своих способностей. Многие взрослые, включая учителей, выросли с заниженной оценкой о своих математических способностях, и непреднамеренно дают похожие сигналы (messages) нынешним ученикам через случайные слова или поступки.
Интересным представляется опыт одной из школ, которая признала существование страха перед математикой среди педагогов и в течение года работала над изменением их отношения к этому предмету для решения более комплексной проблемы – улучшения результатов своих учеников по математике.
Вот, что пишет директор этой школы.
«Мы попросили учителей поделиться своими «математическими историями», так как поняли, что если мы не начнем с педагогов, мы никогда не сможем произвести необходимые изменения в психологических установках наших учеников, чтобы повлиять на их обучение.
Учителя и даже воспитатели в дошкольных отделениях, описывая свои «математические» истории, делились своими чувствами, а также рассказывали о людях или ситуациях, которые сформировали их представления о своих математических способностях.
Более 65% рассказов учителей носили отрицательный характер. Когда они сами были учениками, они слышали высказывания наподобие: «Зачем девочкам математика?», «Ничего страшного, если ты не всё понимаешь в математике, тебе она вряд ли понадобится, когда ты закончишь школу», «Математика это предмет, который ты либо понимаешь, либо нет». Такие высказывания повторяли почти все педагоги, как со склонностью к математике, так и те, которые терпеть не могли этот предмет в школе.
Подняв на поверхность эти давно забытые слова, мы помогли педагогам осознать, как напрямую, или, чаще всего, косвенным образом, они закладывали все те же установки у своих учеников.
Так, педагоги поняли, что, во-первых, мы все являемся частью «математических» историй своих учеников, и, во-вторых, мы все несём ответственность за работу над нашими собственными ограничивающими убеждениями, чтобы развивать установку на рост у наших учеников.
Признание того, что каждый имеет свою «математическую» историю, дало возможность вдохновить всех учителей на углубление своих знаний по этому предмету.
Решением проблемы стал короткий курс по математике для учителей. Каждый из 8 уроков был посвящен одному из направлений в математике. Педагогам предлагались разноуровневые задачи на основе практических ситуаций, что позволило им заново разобраться в теории, математических, алгебраических и геометрических действиях, стоящих за этими ситуациями. Педагоги погрузились в математические концепции, чтобы в роли учеников понять, что значит углубленное обучение.
Такая страница в профессиональном развитии педагогов помогла им убедиться в том, что математические способности не фиксированы, и наглядно показала, что проблемное обучение может стать дополнительным фактором развития мышления учеников».

Добавлю от себя: изменение культуры школы никогда не бывает легким процессом. Изменение математической культуры в школе, самой по себе находящейся в широкой общественной среде (которая является невольным хранителем негативных взглядов и ограничивающих убеждений по отношению к математике), требует согласованных и сознательных усилий.
Пусть у наших учеников будет право на новую «математическую» историю, которая начинается с убеждения: «даже если я сначала не вполне понимаю математику, даже если математика мне трудно дается, я знаю, что справлюсь, если буду просто заниматься ею. Математика это не страшно, это красиво

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить