Интеграция интерактивных компонентов МЭШ в образовательную технологию «кадетский компонент»

Просмотров: 1332

Комар С.В.,
заместитель директора Школы №1352

С ноября 2017 года в Москве активно вводится образовательная платформа – Московская электронная школа, представляющая собой следующий шаг в активной интеграции цифровых ресурсов в образовательные процессы самых разных направленностей и уровней...

Одним из базовых наборов модулей Московской электронной школы являются образовательные ресурсы, сосредоточенные в Библиотеке. Библиотека МЭШ — это информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств [1]. Библиотека электронных материалов открывает новые возможности

  • для учащихся:
    • эффективная подготовка к урокам и выполнение домашних заданий,
    • самостоятельное обучение и опережающее изучение материала;
    • оценка и определение лучшего образовательного контента [2].
  • для учителей:
    • проводить уроки более эффективно, при меньшей затрате времени на подготовку,
    • обмен дидактическими наработками и опытом путём публикации своих наработок.

Ключевым назначением Библиотеки МЭШ является работа с электронными образовательными материалами, которые делятся на модули в соответствии с предметами. Данные ресурсы содержатся в основном в так называемых Библиотеках МЭШ и делятся на несколько видов [3].
Учебники. Размещены готовые учебники в соответствии с перечнем школьных предметов, уровнем образования и уровнем изучения.
ЭУП (электронные учебные пособия). Размещены современные цифровые образовательные ресурсы, позволяющие использовать их как в целом, так и заимствовать отдельные материалы, в том числе интерактивные, по усмотрению учителя и в соответствии с его концепцией преподавания, стандартом и программой.
Сценарии уроков. Это отдельные уроки. Сценарии можно анализировать, применять полностью, включая в свои планы уроков, а также можно дорабатывать или адаптировать в соответствии с задачами, которые решает учитель. Главное достоинство в том, что практически все сценарии интерактивны.
Тесты. Несомненно, тестовая форма контроля образовательного процесса применяется все более широко во всех предметах и на разных уровнях. Мастерство создания тестов включает целый ряд педагогических компетенций. Замечательно, что в МЭШ тесты расположены не только в соответствии с предметами, но и уровнем образования и изучения. Это позволяет проводить быстрый отбор материала преподавателями, а также конкретно рекомендовать его учащимся. Конечно, не обходится здесь и без нюансов. Некоторые преподаватели-разработчики размещают в данном разделе ссылки на свои и другие разработки, выложенные на сторонних сайтах в Интернете. С одной стороны это расширяет возможности использования данных ресурсов, а с другой – возрастает ответственность учителя, рекомендующего данные ресурсы ученикам. Чаще всего учителя предпочитают оставаться в интерактивных технологиях, предлагаемых МЭШ.
Приложения. Это разные (по объёму охватываемого учебного материала и по уровню интерактивности) формы готовых программных продуктов. Учитель может включать их с проецированием, а также на интерактивных досках.
Дополнительные материалы. Это объёмные по количеству элементов материалы, поскольку содержат атомы, формирующие в дальнейшем дидактический ряд урока и образовательных ресурсов. На основе дополнительных материалов учитель может строить не только данный урок, но и использовать их в разработке собственного учебного пособия по предмету.
Художественная литература. Это готовый сборник литературных текстов произведений, входящих в объём, обусловленный образовательными стандартами. Конечно, он будет дополняться как текстами, так и визуальными формами, но уже сейчас любой представленный текст возможно спроецировать на интерактивную доску или загрузить на учебные планшеты и работать с необходимыми фрагментами, словоформами, лексемами и др.
Контролируемые элементы содержания (КЭС). Библиотека МЭШ позволяет быстро и полно сформировать КЭС для школ по тематике анализа контрольных работ с использованием КПУ (контроля проверяемых умений). Напоминаем, что подобный функционал систем Электронного Журнала и Электронного Дневника является обязательным согласно рекомендациям Департамента образования города Москвы [4].
Необходимо отметить, что внедрение новых образовательных платформ, таких, как МЭШ, помогает готовить будущих квалифицированных специалистов для обеспечения всех направлений развития нашей страны.
Одно из таких направлений - подготовка специалистов для Министерства обороны Российской Федерации. Именно поэтому гражданская инициатива по возрождению Кадетских корпусов, школ и впоследствии «кадетского компонента» в общеобразовательной школе была поддержана.
Справедливо будет заметить, что ранее в истории страны кадеты становились не только достойными офицерами, генералами и адмиралами, но и достойными гражданами в других сферах деятельности. Этому способствовало глубокое изучение таких базовых предметов как математика, физика, литература, география, русский и иностранные языки.
В настоящее время требования в рамках кадетского компонента в общеобразовательных школах восстанавливают традиции и добавляют современное содержание. Примером может служить современный предмет – информатика.
Анализ представленного в МЭШ учебного материала (см. диаграмму ниже) показывает, что базовые предметы как для кадетов, так и для других школьников содержат достаточное количество необходимых образовательных ресурсов. Особенно выделяются такие предметы, как математика, информатика, история, русский язык, физика, физическая культура, иностранные языки и литература.
Данные ресурсы обладают большим количеством интерактивного компонента, что делает учебный процесс более насыщенным, увлекательным и успешным.

У кадетов есть потребность в специфичном контенте, позволяющем им освоить необходимые для будущего офицера знания и навыки. Библиотеки МЭШ уже содержат такой контент, соответствующий сегодняшним требованиям. Например:

  • Основы военной топографии;
  • Основные образцы вооружения Вооруженных сил РФ;
  • Огневая подготовка.

Этот материал размещён в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» [5] и хорошо интегрируется и с другими школьными предметами:

  • материалы по основам военной топографии [6] позволят повысить мотивацию учеников при изучении географии, картографии и географических эффектов, связанных с солнечным движением.
  • изучение основных образцов вооружения ВС РФ [7] приведёт учеников к более глубокому пониманию явлений, эффектов и законов, лежащих в основе физики движения ракет, самолётов, беспилотников и в современной робототехнике.
  • использование интерактивного материала по огневой подготовке [8] позволит ученикам посмотреть совсем по-другому на разделы физики, связанные с гравитацией, полётом тел под действием нескольких сил (силы инерции, тяготения, ветра). Тренажёры, размещённые в данном разделе, уже используются юнармейцами [9]. И даже возможна организация работы электронного тира, что демонстрировалось на ежегодном военно-техническом форуме «АРМИЯ».

Итак, мы рассмотрели ресурсы МЭШ для формирования представления об их интегрировании в образовательный процесс кадетов. С учётом постоянного развития ресурсов МЭШ подобная интеграция выглядит вполне эффективной и успешной и позволяет развивать такие необходимые современной школе направления:

  • дистанционный доступ к дополнительному образованию в рамках расширения и углубления знаний, получаемых кадетами в школах;
  • кадетская специализация, без ущемления базовой программы общеобразовательных школ;
  • предоставление интерактивных ресурсов по истории, что приведёт, в том числе, к возможности более раннего погружения в основы юриспруденции;
  • более активное использование менее затратных по времени форм контроля знаний (тестирование и др.).

Использованные источники

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить