Клёнина Н.В.,
заведующий МБДОУ Детский сад №35 «Алые паруса» г.Улан-Удэ,
Республика Бурятия
Развитие в дошкольном возрасте – это совместное движение педагога и ребенка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребенка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.
Освоение двух или трёх языков в раннем возрасте способствует не только вхождению в многообразие культур, но и развитию личности, в соответствии с нормами дошкольного и младшего возраста. Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования АПН РФ, подтвердило благотворное влияние предмета на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление), на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом. Если мы не даём нашим детям такую возможность – освоить как минимум три языка – мы обрекаем их не только на культурную ограниченность, на трудности с самоидентификацией, но и на потери материальные – рынок становится глобальным, и всё больше ценятся личные качества человека. В том числе осознание своей идентичности и умение ориентироваться во времени и пространстве. Здесь есть и государственный интерес: стране нужен прорыв не только экономический и технологический, но и прорыв к равноправному гражданскому, культурному и интеллектуальному диалогу, преодоление языковых барьеров – не столько на уровне государственных институтов, сколько на уровне общения граждан.
Поскольку мы живём в национальной Республике Бурятия, где в последнее время остро поднимается вопрос о сохранении бурятского языка, для наших детей очень важно, чтобы они стали носителями родного языка. В качестве изучения глобального языка был выбран английский язык, поскольку в настоящее время он является самым востребованным. Когда своя культура познаётся на границе с другой, она ощущается полней, острей и родней.
В трилингвальной технологии все три языка тесно сосуществуют, переплетаются и дополняют друг друга. Так начиная групповой сбор на русском языке, можно плавно перейти в обсуждение на английском или бурятском языках.
Технология трилингвального обучения направлена на освоение взаимодополняющих друг друга программ: обязательной части (60%) и вариативной –английского (20%) и бурятского языков (20%). В нашем детском саду функционируют две группы с углублённым изучением языков, где педагоги английского и бурятского языков, чередуясь, находятся по три часа в день, тем самым осуществляя погружение детей в языковую среду. В остальных группах занятия проходят в обычном режиме по два раза в неделю. Таким образом, трилингвальной технологией обучения охвачен весь детский сад.
Ежедневно дети по три часа в день погружаются не только в язык, но и в культуру другого народа. Утренний приём детей начинается с взаимного приветствия друг друга на русском, английском и бурятском языках. Одновременно идёт процесс приобщения и родителей к трём языкам через приветствие, беседы о погоде, детях, их настроении, самочувствии. Учителя английского и бурятского языков включаются в диалог с родителями, а если те затрудняются, могут ответить на русском, а педагог переводит или подсказывает, как можно ответить на английском или бурятском языках. Практика показала эффективность проведения утренней зарядки поочерёдно на всех трёх языках. Педагоги английского и бурятского языков присутствуют с детьми во время всех режимных моментов, разговаривают с детьми на английском и бурятском языках, комментируют их действия, тем самым приобщая их в процессе непосредственного общения к освоению языков.
В трилингвальных группах реализуются программы «Keytоleаrning» и УМК «АмарМэндэ-э!», которые встраиваются в содержание основной образовательной программы «Детство». Предусматривается работа воспитателя, учителя бурятского языка и учителя английского языка в тесном взаимодействии и взаимодополняемости.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников происходит через организацию совместной деятельности на бурятском языке в студии «Бамбаахай», английском языке в Игроленде с героем Тинни, через нестандартные формы проведения родительских собраний, включение родителей в совместную организацию мероприятий и праздников, проектную деятельность и др.
Определяющим фактором построения образовательного процесса служит детская инициатива, которая проявляется и поддерживается во время утреннего ежедневного детского совещания и проектной деятельности. Технология утреннего ежедневного детского совещания позволяет выразить свою точку зрения, право быть услышанным, право рассуждать, даёт возможность распланировать день с учётом интересов детей. Начинается всё с того, что дети садятся в круг, для начала они необычным образом приветствуют друг друга или делятся своими впечатлениями о чём-либо, затем начинается игра, основная цель которой – включение каждого ребёнка в совместную деятельность. После этого определяется проблематика проектов, часть из них дети выполняют совместно с родителями, полученные результаты презентуют, другая часть более масштабных проектов реализуется в группе.
Вид деятельности, которым будут заниматься дети конкретно в данный день, может быть определён тремя способами, представленными на рисунке 1 (модель организации образовательной деятельности):
После того, как дети выбрали тему, определяется конкретный вид деятельности, которая будет выполняться в том или ином центре. Так, в центре «Творчество» предоставляется возможность рисовать, лепить или сделать аппликацию, в центре «Конструирование» построить модель, в центре «Сенсорная математика» - закрепить навыки счёта, состава числа, научиться решать простейшие математические выражения, расширить знания о цвете, форме, величине. Работа строится с учётом возрастных возможностей детей, так как образовательная деятельность в детских садах отличается от школьной модели проведения занятий.
Образовательная деятельность нацелена на учёт интересов детей, в этом нам помогает такое средство, как копилка «Х-файлов», которая находится в приёмной, где каждый ребёнок совместно со своими родителями может предложить интересующие его темы, проблемы и вопросы для дальнейшего изучения.
Работа по центрам активности
Развитию детской инициативы уже второй год способствует особая организация образовательного процесса по центрам активности детей. Каждый педагог (и воспитатели, и узкие специалисты) выбирает для себя одно направление деятельности. Так, у нас сформировалось 11 центров активности: изо, лепка, аппликация, безопасность, конструирование, опыты, речевик, музыкальный, физкультурный, психология, английский язык. Занятия в центрах проводятся параллельно, что позволяет нам организовать единое образовательное пространство. Особенностью такого подхода является то, что дети сами могут выбрать интересный им вид деятельности и соответственно центр активности. Каждый центр имеет свое условное обозначение, выделенное в цвете для фиксации ежедневного выбора ребёнка в планинге. Это позволяет педагогам мониторить интересы и включать детей в разные виды деятельности. Маршруты до центров обозначены стрелками с условным обозначением центра соответствующего цвета, что обеспечивает ориентировку детей в пространстве всего детского сада. Три типа работы и правила поведения в центрах активности
Работа с родителями
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Приобщение и повышение интереса родителей проходит через организацию деятельности по центрам активности, что позволяет включить родителей в образовательный процесс. В начале года педагоги дают мастер-классы, а в конце года родительское собрание проводится в форме своеобразных отчетных мероприятий с демонстрацией фрагментов деятельности детей в центрах. В настоящее время ведётся работа над включением родителей в совместную организацию мероприятий и праздников, где они становятся непосредственными участниками события, а не зрителями.
Образовательные события
Еще одним новшеством в нашей работе является организация образовательной деятельности в форме образовательного события.
Ребёнок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено, поэтому организация и реализация образовательной деятельности в форме образовательного события проводится с учётом двух правил: учёт интереса детей и использование инициативных форм рождения и оформления знаний. Это позволяет обеспечить максимальное включение в работу каждого ребенка.
Цель образовательных событий заключается в усвоении учебных знаний через нетрадиционные формы проведения, повышение познавательной активности детей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс. Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С.Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном и творческом развитии.
В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»? В том, что в нём организованы специальные условия для детского действия. Полученный осмысленный и осознанный опыт превращается в средство для достижения новой, уже более сложной цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого свои смыслы, своя деятельность и свои переживания. Главное условие, чтобы в выборе ограниченных по содержанию и времени ресурсов ребёнок имел неограниченные возможности (поле выбора). Содержание события может быть выбрано произвольно, масштаб определяется либо самими обучающимися, либо вытекает из замысла образовательной программы. Этапы организации образовательных событий в ДОО:
- определение тематики образовательных событий,
- определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки,
- подготовка к образовательному событию,
- проведение образовательного события - самый замечательный и долгожданный момент действия,
- рефлексия, эффект от участия в образовательном событии.
Первоначально темы для занятий определялись согласно годовому плану, в котором определены инициативы:
- педагогов («Открытие роллердрома»),
- детей («Открытие зимнего спортивного комплекса»),
- родителей (ярмарка-продажа «Дары осени», открытие секции плавания «Дельфинчик», с еженедельным выездом детей в бассейн ФСК).
На следующем этапе образовательные события стали развиваться ситуативно, например, «Открытие сезона верховой езды», «Фестиваль красок», «Путь индейца», «Даша – путешественница».
В центрах активности дети решают различные задачи, связанные с тематикой или проблематикой события. Полученные умения закрепляются на прогулке, где продолжается игровая деятельность и происходит кульминация события.
Таким образом, организация образовательной деятельностипо центрам активности в событийном формате задаёт поиск новых и эффективных методов и приёмов встраивания в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения новых технологий развития детей.