Городская среда как актуальный образовательный ресурс

Просмотров: 1696

Горелова И.Н.,
учитель русского языка и литературы, классный руководитель Школы №2006

«Сегодня школы — это проводники детей во взрослый мир, поэтому их главная задача — научить детей добиваться успеха и быть конкурентоспособными», - Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина…

Образование сегодня должно гарантированно давать высокий образовательный результат, соответствующий потребностям государства, родителей и самого ребёнка. Через освоение культурно-образовательного пространства города у подрастающего поколения происходит формирование гражданских ценностей, патриотизма, чувства гордости за достижения российской науки и культуры, а кроме того, знакомство с современными востребованными профессиями. Потенциал многочисленных объектов столицы способствует расширению возможностей школ по использованию городских условий в качестве актуального образовательного ресурса.
Учащиеся нашей школы принимают активное участие в образовательной программе «Город как школа». Не секрет, что процесс обучения является более эффективным, если всё хорошо организовано, а ребёнок заинтересован. Но это не всегда легко осуществить. Тогда на помощь приходят внеклассные занятия, т.е. уроки за пределами школы, базой проведения которых являются театры, выставки, музеи, парки, усадьбы. Такой подход в изучении школьных дисциплин позволяет выйти за рамки школьной программы, привить навыки исследовательской работы, повысить интерес к изучаемым предметам.
Мне и моим подопечным, классным руководителем которых я являюсь, очень нравится участвовать в этой программе. Многие коллеги спрашивают, что интересного в этом проекте? на самом ли деле это интересно детям? Хочу рассказать, где мы побывали с ребятами, какие возможности предоставляет город для успешного образования и воспитания наших детей.

Московский международный салон образования
В апреле 2018 года мы посетили 5-й Московский международный салон образования на ВДНХ. Это крупнейшее мероприятие в сфере образования России, открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Главная тема ММСО-2018 — «Новая экосистема образования». Мои восьмиклассники стали активными участниками мастер–класса «Лаборатория будущего», где они с удовольствием включились в работу, вспомнили основы теплофизики и теплотехники, ответили на вопрос «Как создать комфортные температурные условия для жизнедеятельности человека на других планетах?», проявили фантазию и дизайнерские способности, представив свои оригинальные макеты отеля, который будет построен на Марсе (причём нужно было не ошибиться в выборе строительного материала). Организаторы мастер–класса были очень довольны творческой активностью ребят.
«Университетские субботы»
Благодаря этому интересному проекту, учащиеся не только знакомятся с вузами города, но и погружаются в жизнь студентов и в свою будущую профессию.
Яркие впечатления оставило знакомство с ведущим вузом страны - РЭУ им. Г.В.Плеханова. На мастер-классе «Привлекательность слов - магия выступления» произошло знакомство с секретами успешного выступления - как правильно формулировать свои мысли, как контролировать свой внутренний голос, как выбирать слова в разных ситуациях? В игровой форме были показаны приёмы работы телеведущего. Интересно было узнать, кто и как готовит речи президенту страны. Учащиеся, мечтающие получить медицинское образование, посетили ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова». В увлекательном лекционном шоу «Занимательная анатомия» участникам мероприятия рассказали о строении и функционировании организма человека, о методах проведения научных исследований, о правилах здорового образа жизни; в игровой форме представили интересные факты из истории анатомии и физиологии человека; провели эксперименты, связанные с изучением строения, функций и возможностей организма человека. Ребята задавали интересующие их вопросы: Как правильно питаться? Так ли важно соблюдать режим дня и закаляться? Какие факторы влияют на здоровье человека? Как контролировать деятельность своего организма?
Проект «Университетские субботы» способствует осознанному выбору, который позволит иребятам успешно построить свою профессиональную карьеру, выбрать свой жизненный путь.
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»
Олимпиада проводится департаментами образования и культуры города Москвы. Ребята активно включились в данный проект. Они второй год подряд становятся победителями олимпиады. Что же интересного в этом проекте? Более 200 музеев, парков и усадеб ждут вас! У ребят есть право самостоятельно выбирать тот или иной объект, который они хотят посетить. Участвуя, можно расширить кругозор в различных областях: в науке, искусстве, истории, литературе, архитектуре, живописи и др, познакомиться с интересными людьми и событиями. Соприкасаясь с той или иной деятельностью, ребята начинают понимать, что же на самом деле их интересует и сознательно выбирают свою будущую профессию.
Музей современной истории России
В Музее современной истории России учащиеся с удовольствием поучаствовали в мастер–классе, поработали с мультимедийной интерактивной картой «Россия — Родина моя», изучили экспозицию «Россия. XXI век: вызовы времени и приоритеты развития». По несколько раз ребята возвращались к полюбившимся экспонатам, изучали этнический состав населения; города – герои; основные месторождения полезных ископаемых. С восторгом рассматривали объекты культурного и природного наследия, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. В интерактивном шатре восьмиклассники посмотрели видеофильм «Символы России». Это фильм об уникальных природных богатствах нашей страны, колоссальном духовном потенциале отечественной культуры, о страницах нашей тысячелетней истории, вызывающей гордость и уважение к Родине.
Художественные галереи
Многих ребят интересует живопись, они занимаются в художественных школах, мечтают стать знаменитыми художниками. Несомненно, расширить свой кругозор им помогают художественные галереи П.Третьякова, И.Глазунова и А.Шилова. Было интересно наблюдать, как будущие художники посвящали своих друзей в тонкости искусства, живописи.
Литературные музеи
А с каким интересом восьмиклассники разглядывали экспонаты в музеях М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина! Судьба и творчество великих поэтов и писателей стали ближе и понятнее ребятам. Всем сразу же захотелось перечитать любимые произведения писателей. Экспонаты музея дышат историей и рассказывают свои удивительные секреты.
Научно – технические музеи
Ощутить себя человеком космической эры и совершить путешествие в космическое пространство поможет Мемориальный Музей космонавтики. Наша страна - великая космическая держава, первая из стран, запустившая человека в открытый космос. Определённо стоит отвести ребят в лучший в мире космический музей!
С научными открытиями, деятельностью выдающихся ученых знакомит Зоологический музей МГУ и Геологический музей им. В.И.Вернадского. Завораживают уникальные коллекции. И здесь среди учащихся нашлись те, кто очень хорошо разбираются и знают практически все названия драгоценных камней, а также места, где их добывают. Возможно, кто–то впоследствии станет знаменитым геологом! Геология – наука, требующая хороших познаний в физике, химии, биологии, экологии и умения мыслить масштабно, глубоко и детально.
Настоящим кладом для моих юных учёных стал Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и интерактивный музей «Зазеркалье». Кто же не любит проводить опыты? Но не всё так просто! Чтобы правильно совместить реакции и получить правильный результат, нужно не просто любить, нужно изучать физику и химию.
Учащиеся интересуются и культурой других народов. С большим удовольствием мы посетили Музей искусства народов Востока, где увидели образцы древней и средневековой скульптуры, в том числе буддийской, классической и современной живописи, работы мастеров художественного лака, текстильные и ювелирные изделия, оружие, различные предметы быта.
Неизгладимый след в душах ребят оставило посещение Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Когда мы возвращались домой, я услышала слова, которые были сказаны от всего сердца: «Мы осознали, какой великий подвиг совершили наши деды и прадеды. Мы должны всеми силами отстаивать мир на Земле».
Как тут не вспомнить слова великого поэта и писателя А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие».
Музей «Истории профессионального образования города Москвы». Удивительный мир, объединяющий прошлое, настоящее и будущее образования, можно увидеть в этом музее, который был открыт в 2010 году при поддержке Департамента образования города Москвы. Здесь можно познакомиться с бесценными реликвиями и узнать об истории профессионального образования от первых училищ времён Петра I до наших дней, и даже немного заглянуть в будущее, благодаря макету «Город будущего»! А «Кресло студента будущего»! Конечно, учащиеся посидели в нём. Здесь словно царит другая атмосфера, направляющая все мысли на учёбу. Здорово, что ребята в 8 классе посетили этот музей, ведь именно сейчас они хотят как можно больше узнать о профессиях, которые существуют в мире, какие из них будут востребованы, а какие нет, задумываются, как выбрать нужную профессию, чтобы заниматься любимым делом потом всю жизнь.

Сколько интересной и познавательной информации узнали восьмиклассники благодаря проекту «Город как школа». Несомненно, ребята приобрели новые знания, познакомились с интересными людьми и событиями, расширили свой кругозор в различных областях.
Проект «Город как школа» помогает решать серьёзные задачи, стоящие перед современной системой образования. Вовлечение в предоставленные городом проекты повышает уровень культуры учащихся, сплачивает классный коллектив, помогает сориентироваться в многообразии возможностей, определиться с интересным для себя направлением, обрести правильную жизненную позицию. Сегодня проект стал мощной альтернативой классно-урочной системе образования. Такой формат учит и учителей, и учеников учиться по-новому.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить