Тимофеев А.Н.,
исполняющий обязанности директора ГБПОУ ОКДиТ,
председатель Ассоциации содействия развития бухгалтерского учёта в образовательных организациях
Всё чаще предметом нашего обсуждения с родителями становится здоровье детей, необходимость и достаточность мероприятий по обеспечению детской двигательной активности в стенах образовательной организации (далее – школа). И поводы для обсуждения есть – высокий уровень учебной нагрузки, периодические «вспышки» заболеваний в городе и др.
На сегодняшний день нормативно необходимый уровень двигательной активности детей в школе не определен. СанПиНы устанавливают требования к оборудованию, максимальной продолжительности занятий, режиму питания и отдыха детей, ФГОСы – требования к освоению основной образовательной программы по предмету «физическая культура». В результате, вопрос с распределением физической активности детей школы решают самостоятельно.
Сведений о проведении масштабных исследований данного вопроса и их результатах в открытом доступе не много. Самые масштабные из них - исследования физической активности детей и её влияния на состояние здоровья и образовательные результаты проведены фирмой «Nike» в рамках проекта «Рождены для движения» в 2012-2014 годах совместно с 95 общественными объединениями специалистов в области спорта, медицины, науки и производства спортивных товаров со всего мира, в том числе – «Всероссийская федерация школьного спорта» и «Всероссийское объединение учителей физической культуры» (далее – Исследования).1
Общие результаты таковы: анализ динамики изменения двигательной активности людей в различных странах выявил всеобщую мировую тенденцию постепенного, но неуклонного её снижения. При этом за последние два десятилетия темпы снижения только увеличиваются1.
Сравнительный анализ достижений жителей с различным уровнем двигательной активности показал, что у людей с более низкой двигательной активностью в течении всей жизни - выше риск возникновения ожирения (во взрослом возрасте – в два раза), больше дней пропусков по болезни в школе и на работе, ниже успеваемость, более низкий размер оплаты труда, выше расходы на лечение и оздоровление. В целом, низкая двигательная активность снижает продолжительность жизни людей примерно на 5 лет1.
В России, согласно открытых данных, 55% смертей происходят от заболеваний сердечно – сосудистой системы, каждый четвертый житель страдает ожирением, каждый пятый подросток - депрессией. В профилактике и устранении этих явлений в той или иной степени помогает регулярная двигательная активность.
По результатам Исследования были сформулированы основные принципы построения системы двигательной активности детей1:
- Концентрация усилий на детях в возрасте до 10 лет. Именно в этом возрасте формируются основные двигательные навыки человека. Положительный опыт данного периода кратно повышает вероятность того, что человек будет физически активным на протяжении всей жизни. Физиологически это явление связывают с активностью «клеток Беца»2 - особых нейронов, отвечающих за формирование двигательных навыков, в том числе мелкой моторики, количество которых к 11 годам снижается вдвое. Навыки, приобретенные к этому времени, остаются на всю жизнь.
- Нормирование двигательной активности. Наибольшую пользу детям приносит регулярная умеренно интенсивная физическая нагрузка в течение не менее 60 минут в день как в форме непрерывных занятий, так и частями не менее, чем по 10 минут (в зависимости от возраста и физических ограничений).
- Введение в образовательную деятельность «базовых видов детского спорта», наиболее способствующих всестороннему развитию организма в зависимости от возраста (по опыту наблюдений за результатами детского спорта в СССР и России). Например, для дошкольников и учащихся начальной школы - это гимнастика и плавание.
Конечно, многие дети после школы посещают различные спортивные секции, либо занимаются спортом с родителями, но и школа располагает всеми возможностями для реализации данных принципов на практике для каждого ребёнка. Главная возможность – это наличие времени, организация эффективного использования которого – вопрос образовательной программы. В дошкольных группах – это зарядка, занятия физической культурой и прогулки; в школах – динамические паузы, время пребывания в группах продлённого дня, уроки физической культуры и, безусловно, основной и самый гибкий ресурс - занятия в рамках дополнительного образования.
Для достижения максимальных результатов, разработки и реализации наиболее эффективных решений в организации физической активности детей логично и целесообразно привлечь профильных специалистов, причём на постоянной и взаимовыгодной основе. Уже сегодня в московских школах в рамках реализации дополнительных образовательных программ организовано сотрудничество с профессиональными спортивными сообществами, выходящее за рамки «кружковой» деятельности.
Около пяти лет назад в СЗАО мы запускали совместную деятельность Школы с АНО «Академия Чемпионов». За первые два года удалось выстроить упорядоченную, непрерывную и дифференцированную по возрастным категориям систему дополнительного образования детей по отдельным направлениям.
Вовлечённые в проект дети получают профессиональное сопровождение физического развития в течение всего периода обучения в школе. Привлекая детей к занятиям гимнастикой с 4-5 лет, к окончанию начальной школы профессиональные тренеры дают рекомендации по дальнейшему развитию, исходя из физиологических предрасположенностей и состояния здоровья. Непосредственно «Академия Чемпионов» продолжает сопровождение в рамках занятий эстетической гимнастикой и баскетболом. Высокое качество реализации дополнительных образовательных программ обеспечивается через привлечение в качестве тренеров заслуженных спортсменов, завершивших свою профессиональную карьеру и получивших педагогическое образование, проведение встреч, открытых тренировок и сборов с участием родителей и заслуженных советских и российских мастеров, в том числе, из состава действующих профессиональных команд страны. Непрерывное сопровождение позволило сформировать школьные спортивные команды по профильным направлениям, которые на сегодняшний день успешно соревнуются на различных уровнях, а углублённые медицинские осмотры перед увеличением нагрузок позволили выявить ранее не диагностированные заболевания на ранних стадиях. Одним из основных результатов взаимодействия стало согласованное с родителями и школой распределение двигательной активности каждого ребёнка в течение всего учебного года, что в совокупности с достигнутыми спортивными и образовательными результатами послужило примером и толчком к развитию для всех учителей и педагогов физической культуры школы.
Полученный положительный опыт позволяет утверждать, что правильно организованная сегодня совместная работа родителей, детей, руководителя класса и методических объединений учителей физической культуры и дополнительного образования по созданию условий гармоничного физического развития ребёнка закладывает фундамент для его здоровья, успешности и всестороннего развития на всю жизнь.
Источники материала: