Все новости

МИОО – учителям Москвы. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5–6 классах средней школы (пост-релиз)

В новом учебном году в основной средней школе в соответствии с ФГОС введена новая предметная область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Более 30 московских школ уже начали реализовывать ее в пилотном режиме в 2015/2016 учебном году, в новом учебном году таких образовательных организаций стало еще больше. Однако к существующему программно-методическому инструментарию у практикующих учителей немало вопросов, а ряду новых направлений еще только предстоит апробация.
20 сентября 2016 года в МИОО состоялся круглый стол в формате вебинара, целью которого стало обсуждение с учителями и администрацией школ Москвы вопросы учебно-методического обеспечения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5–6 классах средней школы.
В начале обсуждения заведующая кафедрой международного (поликультурного) образования и интеграции детей мигрантов в школе Анна Шевцова и заведующая кафедрой истории и культуры религий народов России Елена Теплова представили аналитический материал научно-исследовательской работы, выполненной коллективом пяти кафедр МИОО совместно с сотрудниками трех вузов и педагогами московских школ. Главным вопросом аналитической работы стала готовность школ и педагогов Москвы к введению ОДНКНР. Докладчики

  • осветили риски и перспективы реализации предметной области в школе,
  • представили концепцию интеграции контента ОДНКНР в предметы гуманитарного цикла,
  • озвучили данные опроса педагогов из школ, участвующих в пилотном проекте по введению ОДНКНР в 5-х классах.

Выступления разработчиков методического инструментария, представлявших свой продукт, объединяли два важных вопроса:

  • Как обеспечить преемственность по содержанию предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (начальная школа) с предметной областью ОДНКНР?
  • И как одновременно предусмотреть содержанием знакомство обучающихся с этнокультурным и этноконфессиональным многообразием России, что предусмотрено действующим ФГОСом?

На вебинаре, в частности, рассказали об особенностях преподавания духовного краеведения на примере Москвы и о том, что может помочь изучению культурного наследия России в рамках новой предметной области.
Педагоги – участники круглого стола озвучили практические вопросы, встающие перед ними при введении изучения предметной области ОДНКНР в школе.
Так, учитель истории и ОРКСЭ Гимназии №1514 Дымина  Е.В. обратила внимание на необходимость углубления интеграции ОДНКНР с дисциплинами гуманитарного цикла в 5-6 классах, в первую очередь, с курсами истории, обществознания и МХК, отметила высокую значимость использования музеев в преподавании данной предметной области.
Преподаватель русского языка и литературы Школы №1253 Клыкова Ю.Б. отметила, что представленный материал дает большие возможности для преподавателей словесности, для разговора с детьми о нравственных ценностях на основе литературного материала, доступного и понятного учащимся средней школы. Однако это не исключает того, что в рамках предметной области ОДНКНР еще обозначатся темы, которые могут оказаться для педагогов проблемными.
Учитель начальных классов Школы №1205 Тимонина Г.А. отметила, что материалы НИР удобны для педагога и соответствуют возрасту детей, и предложила обдумать возможность использования для уроков ОДНКНР фрагментов художественных фильмов.
Старший научный сотрудник Центра общего, среднего и дополнительного образования ФГАОУ ФИРО, автор учебников: «Религии мира» и «Религии в России» Кулаков А.Е. высоко оценил предложенные разработки, а как проблемное поле для дальнейшего обсуждения выделил построение системы оценивания результатов изучения ОДНКНР и распространение этой предметной области на 7,8 и 9 классы и перспективу разработки программ и учебных пособий по религиозным культурам в рамках ОДНКНР.

Все эксперты сошлись во мнении, что представленные специалистами МИОО материалы актуальны, выполнены на хорошем уровне и обеспечивают педагога адекватным инструментарием для реализации ОДНКНР в разных формах. При этом участники единодушно отметили необходимость продолжения разговора о том, как создать необходимые условия для успешной реализации в 5–6 классах новой предметной области и как транслировать успешный опыт Москвы в другие регионы.

Поздравляем! Так держать!

На сайте Департамента образования города Москвы опубликован рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2015/2016 учебного года. Школа №179 МИОО занимает в рейтинге 6 место!..

«Школа современного урока»: говорим о нравственных идеалах

Как найти путь к разуму и сердцам детей, пробудть чувство любви к Родине и рассказать о смысле жизни? Как сформировать у учеников общую культуру и целостное представление о мире, опираясь на знания литературы и истории? Об этом и много другом - в новом выпуске программы...

«На работу на велосипеде»: присоединяйтесь!

22 сентября 2016 года в рамках проведения Европейской недели мобильности запланировано проведение акции, направленной на развитие велосипедной инфраструктуры города Москвы…

МИОО – учителям Москвы: предметная область ОДНКР в 5–6 классах средней школы

20 сентября 2016 года состоится круглый стол в формате вебинара, цель которого – обсудить с учителями и администрацией школ Москвы вопросы учебно-методического обеспечения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5–6 классах средней школы...

Празднуем 869-летие Москвы

10 сентября, в День города, школьники – победители VIII открытого этнокультурного театрального фестиваля «Такие разные и такие похожие: народы, времена, нравы» выступят на ВДНХ…

Праздник для ценителей русского языка

В этом году в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки состоится заседание культурно-просветительского проекта «Клуб ценителей русского языка»…

Новый формат дистанционных курсов МИОО

Сегодня уровень развития информационных технологий и технические возможности позволяют экономить время во всех сферах нашей жизни, но особенно это эффективно в образовательной деятельности…